Последний корабль звездного флота

mt_ignoreУже 15 лет стоит у причала Музея мирового океана в Калининграде научно-исследовательское судно (НИС) «Виктор Пацаев», до этого столько же судно проработало. Это один из трех созданных в СССР уникальных кораблей космической связи, которым были даны имена погибших космонавтов экипажа «Союз-11».

Он до сих пор обеспечивает связь с космосом, также на нем расположены музейные экспозиции, тогда как другие два НИС — «Георгий Добровольский» и «Владислав Волков» несколько лет назад пошли на металлолом.

Корабль «Виктор Пацаев» однажды был спасен от такой участи, но сегодня вновь оказался под угрозой уничтожения. По каким причинам это произошло и каковы шансы спасти корабль, который уже успел стать одним из символов города, на этот раз – выяснял наш корреспондент.

Один раз уже спасали

Имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева известно каждому советскому человеку. Он первым открыл переходной люк из космического корабля в орбитальную станцию. Но успешно выполненная программа полета при посадке на Землю закончилась трагедией для всех членов экипажа космического корабля «Союз-11» ¬— Виктора Пацаева, Георгия Добровольского и Владислава Волкова. Имена героев-покорителей космоса остались не только в воспоминаниях: научно-исследовательскому судну присвоили имя Виктора Пацаева.

В течение 15 лет (с 1979 по 1994 годы) судно совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работу с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Салют-7», «Молния-1Т», «Прогресс-24» и др. В 2000 году судно было списано, отшвартовано на судостроительный завод «Янтарь» и простаивало там в ожидании дальнейшей судьбы. На металлолом его могли пустить еще тогда, но, к счастью, вопросом занялся Павел Федоров, занимавший в то время пост вице-губернатора правительства Калининградской области.

– Когда я узнал, что корабль стоит на заводе «Янтарь» и ржавеет, у меня возникла идея найти деньги, сделать ремонт и поставить его к набережной реки Прегель в музей мирового океана, приурочив все это к 40-летию российской космонавтики, — вспоминает Павел Федоров. — Все это было сделано, отремонтированный корабль в 2001 году торжественно отшвартовали у причала Музея мирового океана в Калининграде, возобновили связь с космосом, сделали внутри музей. Если бы мы не «вдохнули в него жизнь» тогда, через 2-3 года его было бы невозможно восстановить — корабль бы просто сгнил.

«Роскосмос» не может, музей не в состоянии

До недавнего времени НИС «Виктор Пацаев» принадлежало ОАО «Научно-производственное объединение измерительной техники» — одному из предприятий «Роскосмоса». Однако буквально на днях, в июне 2016 года, судно должно прекратить работы по международной космической станции. Это означает, что корабль автоматически станет непрофильным активом «Роскосмоса» и Агентство больше не сможет его содержать у себя на балансе. Взять корабль на полное содержание теоретически мог бы Музей мирового океана, но ему это, похоже, не по силам.

– На содержание корабля сегодня нужно порядка 20 млн рублей в год. Не такая уж большая сумма для содержания судов такого класса, но совершенно непосильная для нашего музея. «Виктор Пацаев» — судно с большим количеством помещений, часть их них требуют особого технического обслуживания, а часть — капитального ремонта. Все это требует значительных целевых средств, поэтому главная проблема, которая стоит на повестке дня — кто будет содержать судно, — объясняет Светлана Сивкова, генеральный директор Музея мирового океана.

mt_ignore

Кстати, Музей мирового океана располагает флотом кораблей, сопоставимый, без ложной скромности, с флотом средней судоходной компании. Это пять кораблей, включая ледокол «Красин» в Санкт-Петербургском филиале музей, а также порядка 50-ти плавсредств малого флота. Даже в Англии, историческом центре мирового судоходства, нет ни одного музея, который бы содержал такое количество кораблей.

ЧГП как решение проблемы

– В идеале, чтобы решить проблему дальнейшего содержания судна, нужно сделать этот процесс совместным, — считает Светлана Сивкова. По ее мнению, оптимальным выходом из ситуации могло бы стать создание частно-государственного партнерства (ЧГП). – При министерстве культуры Калининградской области работает Служба государственной охраны объектов культурного наследия, которая может взять на себя функцию по объединению усилий для создания ЧГП. Мы уже направили соответствующие предложения в Министерство культуры.

Впрочем, по ее словам, само создание ЧГП полностью проблему не решит. До этого нужно провести техническое обследование корабля, сделать подробное заключение о его техническом состоянии, понять, сколько средств нужно на его ремонт и обслуживание, подготовить бизнес-план и уже после этого решить, кто войдет в ЧГП.

– Помимо нашего музея в такое партнерство могут войти, к примеру, Балтийский федеральный университет им. Канта и другие образовательные центры региона, заинтересованные в проведении занятий в лаборатории корабля для студентов. Также в партнерство могут войти Корпорация развития туризма Калининградской области или туристические фирмы, которые не только будут привозить туристов на экскурсии, но и сделают на борту корабля морской мини-отель, — считает Сивкова.

Надо сказать, что министерство по туризму Калининградской области уже взяло на себя обязательства максимально популяризировать корабль «Виктор Пацаев» как место туристической дестинации.

– В принципе, это сделать несложно, учитывая ценность объекта. И в обозримом будущем мы предпримем необходимые меры, чтобы посещение корабля вошло в туристические маршруты, — говорит Андрей Ермак, министр по туризму Калининградской области.

Надежда на государство

Также способствовать решению проблемы судна могло бы его внесение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Это означало бы, что охраной корабля будет заниматься непосредственно государство и как минимум гарантировало бы, что его не пустят «на иголки».

Прошлым летом эксперты Службы госохраны объектов культурного наследия Калининградской области уже признавали судно вновь выявленным объектом культурного наследия. Документы были направлены в Министерство культуры для принятия решения о включении его в Реестр объектов культурного значения, однако вопрос до сих пор вопрос  не решен.

Светлана Пацаева, дочь летчика-космонавта Виктора Пацаева активно ищет помощи государства: она обращалась в Министерство культуры РФ, к Президенту России Владимиру Путину, в Роскосмос и Морскую коллегию при Правительстве РФ с просьбой принять меры по сохранению уникального плавсредства.

– Все выражают понимание в этом вопросе, в частности, на данный момент у нас есть решение Морской коллегии об обязательном сохранении корабля как музейного объекта. Также у нас есть письма поддержки от Федерации космонавтики и других профильных учреждений. Единственное разногласие в том, кто станет владельцем судна — государство, частное лицо или несколько организаций. Но, на мой взгляд, это решаемый вопрос, самое главное — это понимание того, что у корабля есть будущее в качестве образовательной и профессиональной площадки, объекта истории и культуры, — говорит Светлана Пацаева.

mt_ignore

Не лишить город символа

Несмотря на активное обсуждение проблем «Виктора Пацаева», никаких гарантий от его уничтожения в ближайшее время нет. Сложно представить, что 70-летие области, а также Чемпионат мира по футболу 2018 года Калининград встретит без одного из своих главных символов.

– На 100% корабль сохранится в случае, если Роскосмос примет решение продолжить на нем работы по международной космической станции, хотя бы до 2018 года. В этом случае у нас будет время, чтобы найти способ спасти корабль, — считает Сивкова.

По ее словам, в случае, если корабль будет выставлен на торги, есть риск, что его купят предприимчивые поляки, которые уже интересовались такой возможностью. Они отшвартуют его к себе и сделают в нем музей и гостиницу.

Тем временем в Калининграде обсуждение судьбы НИС «Виктор Пацаев» продолжается: 6 июня — ровно через 45 лет после старта космического корабля «Союз-11» — в Музее мирового океана прошло совещание по этому вопросу. Принята резолюция по сохранению судна, в которой заявлена необходимость технического обследования корабля, для того чтобы понять «цену вопроса» ремонта, и создания ЧГП. Меры определены, теперь дело за малым – выполнить их, и сделать это не слишком поздно.

Константин Бельченко,  для интернет-издания "Русская планета"