Госзаказ на хорошее

mt_ignoreТретий медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в Москве

Еще до начала мероприятия его тема – «Реабилитация понятия патриотизма в современных медиа: этнический аспект», бурно обсуждалась в кулуарах, поскольку сама необходимость такой реабилитации звучит не только вызывающе, но и достаточно спорно. Одни участники говорили, что в этом нет нужды, другие задавались вопросом «что это такое?», а третьи пытались выяснить, при чем здесь этнический аспект.
Впрочем, учитывая, что на медиафорум, проводимый Гильдией межэтнической журналистики 25 ноября 2019 года в Москве, собрались представители прессы из 57 регионов, им было что обсудить и высказать свое мнение по вопросам не менее важным и насущным.
Как гражданская инициатива становится «принудиловкой», какие медиа-проекты на национальную тему реализуются в других регионах и почему производство положительного контента нуждается в государственной поддержке, – выяснял журналист интернет-издания «Социальный Калининград».

Танцы – дело серьезное

Одним из значимых результатов прошлогоднего Форума стало создание базы обмена этническим медиаконтентом между телекомпаниями и Интернет-проектами. Об этом рассказала Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики. По ее словам, в базе сейчас представлены 10 продуктов, рассказывающих о языках народов России, национальной кухне и культурном многообразии нашей страны, которые можно размещать между телепрограммами. «Планируется, что к середине 2020 года база будет окончательно наполнена, а на данный момент этим предложением уже заинтересовались 15 региональных телекомпаний», – отметила она.

mt_ignore

Президент Гильдии также подчеркнула, что воспользоваться материалами может бесплатно любой телеканал при условии внесения в базу соответствующего собственного контента. По мнению Маргариты Лянге, этот проект призван заполнить вакуум материалов и программ на этническую тему, который образовался на российских телеканалах.

О фактическом игнорировании государственной национальной политики и межэтнической тематики федеральными каналами в эфирах стало известно президенту России Владимиру Путину на заседании Совета по межнациональным отношениям в г. Нальчике 29 ноября 2019 года. Глава государства поручил проконтролировать этот вопрос Сергею Кириенко, первому замглавы администрации президента, отметив «ложность тезиса, о том, что это никому не нужно».

Тем временем без каких-либо указаний «сверху» в Оренбурге на телеканале ОРТ в течение пяти лет успешно создаются программы и проекты на межнациональную тематику. Например, уже реализован проект по чтению стихов на языках народов России с русскими субтитрами, а в этом году планируется встреча Нового года в национальном стиле. По словам Инны Томилиной, главного редактора телеканала, в студии каждые 15 минут будет отмечаться праздник по традициям одного из народов, живущих в Оренбургской области.

Еще одним проектом, который пополнит базу обмена этническим медиаконтентом, станет «Аудиовизуальная энциклопедия народов Поволжья «Возвращение к истокам». В рамках проекта при поддержке Фонда президентских грантов создано 14 фильмов по 30 минут о творческих коллективах и мастерах народных художественных промыслов и ремесел всех регионов Поволжского федерального округа.
По мнению Арины Фечиной, руководителя проекта, сейчас в регионах популярно движение по развитию и сохранение национальной культуры и не говорить об этом нельзя. «Люди собираются на различные «вечерки», поэтому народные песни и танцы – это очень серьезное дело», – считает она.

Дефицитный оптимизм

Одной из важных составляющих работы СМИ должна быть попытка донести до своих читателей, слушателей или зрителей «доброе, разумное, вечное», однако в большинстве случаев этого не происходит. Такое мнение высказал Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России. Он подчеркнул, что руководители ряда СМИ не пришли на Форум, темой которого был заявлен патриотизм, что отражает непростую идеологическую ситуацию, сложившуюся в России
«Мы воспитали аудиторию так, что хорошие новости люди принимают за заказной материал, а за негативные публикации, которые продаются лучше, СМИ ругают», – отметил Владимир Соловьев
Чтобы изменить ситуацию, он предложил поддерживать СМИ, пишущие о положительных изменениях в жизни страны, примером чего могут служить «Хорошие новости России».

«Хорошие новости России» – это конкурс, проводимый Федеральным агентством новостей для поддержки журналистов и блогеров из регионов, продвигающих конструктивную повестку и позитивные новости о нашей стране.

«Должен существовать государственный заказ на хорошее, потому что качественный контент стоит дорого, в отличие от фейка», – уверен Александр Малькевич, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

mt_ignore

Он подчеркнул необходимость создания современных медиа-продуктов для молодежи в интересной и интерактивной форме, поскольку от многочисленных семинаров на тему патриотизма почти нет никакой пользы.
«Пока мы «спим», за нас все прекрасно делают другие люди и с другими целями, создавая образ патриота России как чего-то недостойного уважения и неинтересного», – отметил Александр Малькевич.

Одно из предложений, прозвучавших на форуме, касалось введения государственной цензуры в СМИ, правда особой поддержки и энтузиазма у окружающих оно не вызвало.

По словам Александра Малькевича, социальные сети не дают распространять хорошие новости о России, при этом закон о блокировке чужого контента в стране практически не работает. Он рассказал о том, как Твиттер без объяснения причин удалил популярную страницу, распространявшую позитивную информацию о нашей стране.

От добровольчества до фрик-парада

«Я не знаю, что такое «реабилитация патриотизма», но по-моему, патриотизм формируется для каждого человека на основе его личного опыта», – отметил Сергей Лапенков, один из создателей гражданской акции «Бессмертный полк». По мнению Сергея Владимировича, патриотизм для каждого человека является суммой понятий, эмоций и переживаний, которые не всегда совпадают с мнением окружающих, но при этом служит поводом для диалога, а не для конфронтации.

mt_ignore
В качестве примера он привел создание акции «Бессмертный полк», появление которой было связано с желанием собрать и объединить людей разных национальностей, вероисповеданий и социальных групп на основе личной семейной памяти об участниках Великой Отечественной войны.


Впервые патриотическая акция «Бессмертный полк» прошла 9 мая 2012 года в городе Томск. В этот день её участниками стали около шести тысяч человек, которые несли с собой более двух тысяч портретов участников Великой Отечественной войны. Сейчас это движение имеет международный статус и охватывает более 80 государств.

Когда же «Бессмертный полк» стал проводиться на всероссийском уровне, то изменения, происходившие при организации мероприятия на местах, превратили историю личной памяти во фрик-парад. В качестве одного из примеров Сергей Лапенков привел проходившее в г. Калининграде мероприятие «Лохматый полк». По его словам, эта акция разъединила людей, тем самым «похоронив идею патриотической гражданской инициативы».

Мероприятие, посвященное собакам – участникам Великой Отечественной войны, под названием «Лохматый полк» первый раз прошло в Калининграде 9 мая 2018 года. Эта акция бурно обсуждалась в социальных сетях с различными доводами «за» и «против», а Общественная палата Калининградской области не разрешила прохождение собак после шествия «Бессмертного полка».

«Также перечеркивают будущее патриотического мероприятия студенты, участвующие в нем по приказу с выданными портретами героев, о которых они ничего не знают и не имеют к ним никакого отношения», – добавил Сергей Лапенков. Он отметил, что в результате таких действий добровольческая акция становится принудительной формальностью с подменой смысла, а личная история человека о своем родственнике-фронтовике сводится к банальной статистике числа участников «Бессмертного полка».

Константин Бельченко
Фото: пресс-служба Гильдии межэтнической журналистики