Иерей Константин Лазукин: «К православным в Литве относятся с особым почтением»

mt_ignoreПриход православного храма Святых Константина и Михаила, расположенный в самом центре Вильнюса – один из самых многочисленных среди церквей в Литве, где православие исповедуют не более 4% населения.

О том, как живет храм сегодня, как ему удалось обрести «голос» после ста лет молчания, как отразились экономические события на его прихожанах, как относятся католики к православным в Литве, и чем занималась молодежь в созданной при участии храма прихода Школе молодежного служения в первые дни Великого Поста –  рассказал священник храма Святых Константина и Михаила, председатель комиссии по работе с молодежью Виленско-Литовской епархии, иерей Константин Лазукин.

– Отец Константин, какова история появления храма Святых Константина и Михаила?

– История храма, которая сегодня насчитывает более 100 лет, началась в 1908 году, когда отмечалось 300-летие памяти кн. Константина Острожского и православное братство Вильнюса выразило желание, чтобы в его память был построен храм-памятник. Люди стали собирать средства, однако их оказалось недостаточно для этой цели, и они обратились к императору Николаю Александровичу с просьбой о помощи, он поддержал этот, как бы сказали сегодня, проект. В процессе подготовки к строительству было решено, что храм будет иметь два посвящения — с одной стороны, он будет построен в честь святого равноапостольного царя Константина, который был покровителем князя Острожского, а с другой стороны — в честь преподобного Михаила, который являлся покровителем первого царя из династии Романовых. В 1913 году храм был построен.

mt_ignore

– Многочисленный у Вас приход? Кто его прихожане по национальности, возрасту?

– Приход довольно многочисленный, в воскресных богослужениях еженедельно участвуют порядка 100-150 человек. Может быть, в масштабах России это и не так много, но в масштабах Литвы это действительно большой приход. Большая часть прихожан русскоязычные — это русские, украинцы, белорусы. В основном это люди старшего поколения, которые приехали в Литву во времена СССР. Но, слава Богу, среди наших прихожан есть и молодежь, молодые семьи, тоже в основном русскоязычные, хотя встречаются и смешанные.

– Какое самое важное событие произошло в храме Святых Константина и Михаила за последнее время?
– Безусловно, самым важным событием последних лет стало появление в нашем храме колоколов. Дело в том, что с 1914 года, с начала Первой мировой войны — в то время на кафедре Виленко-Литовской епархии был будущий патриарх Тихон (Билавин) — было принято решение об эвакуации из Вильнюса всех ценностей, в числе которых оказались колокола нашего храма. Впоследствии колокола так и не вернулись назад, по каким-то причинам они ушли в небытие, и храм долгие годы пребывал в молчании. И вот, после столетнего перерыва храм вновь обрел голос. Для окружающих это свидетельство того, что храм — это живое пространство, это голос, который созывает народ для участия в церковной жизни.

mt_ignore

– Не ощущается ли в Литве «подавления» православия, которое исповедуют лишь 4% населения страны, основной религией, католицизмом?

– По моим ощущениям, православные и католики в Литве достаточно тепло общаются друг с другом, с пониманием и взаимоуважением. И мне кажется, что со стороны населения к православным относятся с особым почтением. Это связано с интересом к тому духовному наследию, которое до сегодняшнего дня сохраняется в Православной Церкви. С другой стороны в некоторых социальных проектах у нас получается быть вместе. Это очень радует!

– Каково, по вашим наблюдениям, отношение православных Литвы к России?

– Сначала замечу, что духовенство Литвы прислушивается к словам святейшего патриарха Кирилла и занимает четкую аполитичную позицию. В целом, отношение встречается разное, у кого-то позитивное, а у кого-то негативное, но Церковь учит нас быть миротворца. И в этом мы стараемся подражать строкам священного писания.

– Как изменилась жизнь прихожан после перехода Литвы на евро и введения взаимных санкций Россия-ЕС? Отразилось ли это на ваших возможностях сотрудничества с российскими партнерами?

– Наблюдая за моим окружением, нашими прихожанами, я могу сказать, что жить легче не стало. Есть трудности, которые мы пытаемся преодолеть. Введения взаимных санкций Россия-ЕС на нас ощутимо не отразились. Мы стремимся оставаться социально активными, поддерживать дружественное общение, стремимся к духовному единству и взаимопонимание стараемся находить со всеми представителями Православных Церквей из соседних государств.

mt_ignore

– Четвертый год вы участвуете в организации и проведении Школы молодежного служения (ШМС) на базе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе. Расскажите, в чем состоит идея создания этой школы?

– Основная идея создания школы — это, прежде всего, идея создания площадки, на которой ребята могли бы развиваться, расти не только интеллектуально и профессионально, но и духовно. К сожалению, на территории Литвы и Евросоюза существует такая проблема, когда человек воспитывается только интеллектуально и забывает, что должен воспитываться духовно, и мы по мере сил и возможностей стараемся это исправить.

Как председатель епархиальной комиссии по работе с молодежью, я считаю, что крайне важно воспитывать не только дельных педагогов по работе с детьми, но и саму молодежь. Чтобы они сами хотели делать что-то полезное, могли быть активными в проповеди и в социальных делах, таким образом, свидетельствуя о том, что строки священного писания действительно живы в их сердцах, а не просто усвоены формально как информация.

Несмотря на то, что в названии ШМС употребляется термин «школа», это скорее альтернативная традиционной школе площадка, где ребята получают знания в коротких теоретических сообщениях, после чего сразу переходят к практическим занятиям. Это позволяет участникам ШМС воспринимать обучение не как школьный процесс, а как процесс, где они могут себя реализовать, о чем-то подумать, пообщаться, а заодно и отдохнуть, то есть своего рода система «все включено».

Надо сказать, что цель по созданию молодежных площадок, подобной ШМС, была поставлена перед епархиями святейшим патриархом Кириллом. Он говорил, в частности, о том, что при епархиях  должны быть созданы площадки, на которых представители различных приходов могли бы развиваться духовно и профессионально, чтобы эти встречи были не для «галочки», а давали человеку определенный импульс для дальнейшего развития.

– Эта ШМС проходит в первые дни Великого Поста, можно предположить, что это не случайное совпадение?

– Конечно, это получилось не случайно. Хотя, признаюсь, поначалу у нас были сомнения, стоит ли собирать школу в первые дни поста, ведь церковные служители и весь Свято-духов монастырь, на базе которого проходит школа, находятся в особом состоянии в эти дни, а молодежь привносит нотку шума, суеты и эмоций. Но потом мы склонились к тому, что не надо бояться этого несоответствия, и что молодежь, соприкоснувшись с постной традицией в пище, в молитве и в общении, возможно, перестанет воспринимать пост как событие для избранных, а поймет, что это норма жизни. Так в итоге и получилось: ребята в течение школы едят постную монастырскую пищу, посещают богослужения и постепенно входят в этот ритм. Традиционно в работе школы принимают участие молодые люди из стран Прибалтики (Литвы, Латвии и Эстонии), а также, в разных ее сессиях участвовали школьники из Польши и Белоруссии.

Кроме того, время православного Великого Поста совпадает с Пасхой в традиции католической церкви, когда в странах Евросоюза начинаются школьные каникулы, и молодежь часто не знает, как использовать свободное время. Это настоящая проблема, боль на сердце. Конечно, я понимаю, что родители детей, а часто также бабушки и дедушки - несмотря на пенсионный возраст, вынуждены работать, чтобы финансово обеспечить семью. Но, к сожалению, нередко в такой ситуации молодежь оказывается совсем  никому ненужной. И тогда у ребят включается фантазия, которая может привести их в дебри. Чтобы этого не случилось, нужно, чтобы они получили импульс в положительном направлении, и я очень надеюсь, что наша школа является для них именно таким импульсом, помогая направить их энергию в правильное русло.

mt_ignore

– Откуда приехали ребята в ШМС, как они попадают в школу – может быть, проходят какой-то конкурсный отбор?
– В весенней сессии ШМС приняли участие более 50-ти школьников из Стран Прибалтики - Литвы, Латвии и Эстонии. Это в основном подростки от 12 до 20 лет. Конкурсного отбора никакого нет, мы даем объявление о школе в епархиях и в социальных сетях, и ребята записываются. Единственным условием участия в ШМС, таким образом, является наличие желания.

– Расскажите, как был организован учебный процесс в ШМС.

– Занятие начинались утром, после молитвы и завтрака и проходили до самого вечера, причем теория перемежевывалась с практикой. Сначала преподаватели Вильнюсского университета, а также ведущие фотографы и дизайнеры г. Вильнюса, читали лекции по основам ораторского искусства, социального проектирования, представлению проектов. Затем проходили  мастер-классы по подготовке быстрых сообщений (где ученики должны были научиться рассказывать о своем проекте всего за 24 секунды), созданию рекламных плакатов, по фотоохоте.

В конце школьники получали задание подготовить свой социальный проект, который необходимо было защитить - обосновать его актуальность и предложить способ привлечения ресурсов для его воплощения. Проекты были разные – например, был проект создания православной газеты, проект проведения фестиваля, проект информационной программы по пропаганде Здорового образа жизни и т.д. Каждой группой руководил куратор-консультант и в результате  все успешно справились с заданием.

– Планируете ли продолжать традицию проведения ШМС?

– Да, я очень надеюсь, что у нас будут силы, и мы сможем регулярно проводить такие школы в дальнейшем. В июле у нас будет летняя сессия, которая, как мы надеемся, будет более международной, а осенью мы планируем организовать паломническую поездку в ближайшие епархии за рубеж, чтобы дать ребятам возможность отдохнуть и поблагодарить их за активное участие в жизни ШМС.

Константин Бельченко для интернет-издания "Русская Планета"