Приоритеты социальной политики Калининградской области

mt_ignoreСегодня из 3,5 млрд рублей, составляющих общий объем социальных выплат населению Калининградской области, помощь направляется каждому четвертому жителю. Система социальной поддержки населения региона идет по пути развития адресных выплат, а в фокусе внимания находятся многодетные семьи, что уже внесло свой вклад в улучшение демографической ситуации в регионе.
О тенденциях в развитии системы социальной поддержки нашего края, ее отличиях от других регионов России, отдельных видах социальных выплат, проблемах социального сиротства и путях их решения, а также о том, каково быть руководителем министерства, в интервью «Социальному Калининграду» рассказала министр социальной политики Калининградской области Анжелика Майстер.

«СК»: Анжелика Валерьевна, каковы особенности социальной структуры населения Калининградской области, и какие формы социальной поддержки в связи с этим особенно актуальны для нашего края?

– Социальная структура Калининградской области примерно соответствует социальной структуре российского общества в целом. Около 23,5% населения нашего края составляют пожилые люди (среди них есть как работающие, так и не работающие пенсионеры), чуть меньше 17% – дети (порядка 170 тыс. человек), остальная часть приходится на население трудоспособного возраста. Количество детского населения у нас хоть и медленно, но увеличивается, и это очень хорошая тенденция.

В сумме получается, что 40% жителей нашего региона – это нетрудоспособные граждане, которые нуждаются в особом внимании, поддержке уровня доходов. Это существенная иждивенческая нагрузка для трудоспособного населения. Мы исходим из того, что взрослый человек, имеющий образование, руки и голову на плечах, может самостоятельно заработать на свою жизнь, и при этом он должен еще и позаботиться о своих детях, и тех людях, которые когда-то заботились о нем – о своих родителях, бабушках и дедушках. Не надо забывать и о том, что есть пожилые люди, у которых нет детей, способных позаботиться о них, и есть дети, которые остались без родительского попечения и тоже нуждаются в постоянном внимании и заботе со стороны государства. Также есть люди, возраст которых хоть и не пенсионный, но трудиться они не могут – например, инвалиды. Их у нас в регионе достаточно много, почти 82 тыс. человек, и они тоже нуждаются в поддержке.

Система социальной защиты нашего края в первую очередь ориентирована на эти нетрудоспособные категории населения и на снижение иждивенческой нагрузки на работоспособное население. Основные меры поддержки адресованы семьям, которые воспитывают детей (10 различных видов пособий общим объемом финансирования 750 млн рублей – чуть больше 31% всех денежных средств, которые идут населению области в виде всех социальных выплат) и людям пожилого возраста и инвалидам (12 видов пособий и 50% объема социальных выплат региона).

Хочу особо подчеркнуть, что мы идем по пути развития адресных выплат: то есть, делаем акцент не на отдельные категории населения, а на тех людей, которые больше всего нуждаются в поддержке. Такой подход позволяет получить наибольший эффект от социальных выплат. Например, выплаты семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, нужны для того, чтобы они, получив поддержку, могла справиться с этой ситуацией и перейти в разряд домохозяйств, способных самостоятельно себя обеспечить.

За последние 5 лет процент адресных социальных выплат в Калининградской области увеличился с 30 до 39%, и, я думаю, в дальнейшем мы эту тенденцию продолжим – в первую очередь будем развивать систему адресных выплат и постепенно уходить от выплат, адресованных тем или иным категориям населения. Конечно, это вовсе не значит, что мы собираемся полностью отказаться от выплат по категориям: в любом случае часть из них останется – например, выплаты ветеранам труда, людям, которые заслужили возможность их получения своим хорошим полезным трудом. Сейчас эта выплата в Калининградской области составляет 1550 рублей в месяц: казалось бы, не очень большая сумма, но, во-первых, она ежегодно индексируется, во-вторых, в нашей области она выше, чем в других регионах Северо-Запада.

«СК»: Как Вы в целом оцениваете существующий уровень социальной поддержки населения Калининградской области? Каковы основные характеристики системы соцподдержки нашего края и тенденции ее развития?

b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2014-09-24-a-mayster_01.JPG– Конечно, нам трудно тягаться со столицами и регионами-донорами по размерам пособий и по величине социальных выплат, но я считаю, что в целом уровень поддержки тех категорий населения, которые нуждаются в этом, у нас достаточно хороший. По этому показателю мы занимаем хорошие, оптимистичные, и где-то даже передовые позиции в Российской Федерации.

В нашем регионе действует порядка 60-ти видов федеральных и региональных выплат, адресованных разным категориям населения. Общий объем этих платежей составляет почти 3,5 млрд рублей, и эта сумма ежегодно увеличивается примерно на 100 млн рублей. Сегодня каждый четвертый житель нашего региона получает социальную выплату, а если в дополнение к выплатам взять иные формы социального сопровождения от органов государственной власти или органов муниципального самоуправления, то ими у нас охвачено 600 тыс. жителей, то есть, 2/3 населения области.

Мы стараемся внимательно относиться к проблемам не только отдельных категорий населения, но и отдельных людей, и стремимся сделать так, чтобы система социальной защиты была максимально ориентирована на человека и его индивидуальные проблемы. В случае если мы не можем применить к тому или иному человеку поддержку предусмотренную действующим законодательством, то стараемся найти другие способы социальной помощи, которые помогли бы ему решить проблемы – через привлечение благотворителей, волонтеров, спонсоров. Кроме того, бывают ситуации, когда вместо материальной поддержки необходимо другое нефинансовое социальное сопровождение, которое мы также стараемся человеку обеспечить.

Особое внимание в нашей системе социальной поддержки сегодня уделяется семьям, воспитывающим детей, и особенно многодетным семьям, которые находятся в особом положении (не хочется говорить «в тяжелом положении», хотя юридически это и более правильно), потому что именно в них иждивенческая нагрузка особенно высока. Ведь один многодетный родителей воспитывает детей, а второй – работает. Такой семье обязательно нужна поддержка, потому что в ней социальные риски выше, чем в семье, где 1-2 ребенка. Многодетные семьи получают целый ряд пособий, размер которых дифференцирован по количеству детей. К примеру, мы, как и другие 50 регионов России, ввели ежемесячное пособие для семьи при ее переходе в разряд многодетной (как только рождается 3-й ребенок). Ежемесячно до 3-х лет многодетная семья сейчас получает пособие в размере 6740 рублей.

«СК»: Чем система социальной поддержки Калининградской области отличается от систем других регионов России?

– Систему социальной поддержки нашей области отличает от многих других регионов России, во-первых, относительно высокий размер регионального материнского капитала. Напомню, это 100 тыс. рублей на 3-го и 4-го ребенка, 200 тыс. рублей – на 5-го, 6-го и последующих, и 1 млн рублей выплачивается, если рождается тройня. Кстати, интересно отметить, что за период с момента введения регионального материнского капитала до конца прошлого года в Калининградской области родилось 11 троен, а в этом году – еще две тройни, хотя это явление достаточно редкое. Немаловажно, что региональный материнский капитал можно расходовать на решение различных проблем семьи: приобретение средства передвижения (автомобиля), мебели, домашней техники, которая облегчает материнский труд и помогает освободить время для общения в кругу семьи, на приобретение и ремонт жилья, и т.д. В середине сентября мы выдали 5000-й по счету сертификат, а более 3000 сертификатов к настоящему времени уже реализовано. Это указывает на то, что данная мера поддержки эффективна, и многодетные семьи ею активно пользуются.

Важно подчеркнуть, что меры социальной поддержки многодетных семей хорошо сказываются на демографической ситуации в Калининградской области: за последние 5 лет рождаемость увеличилась на 10%, и в текущем году темпы ее роста вдвое выше, чем Северо-Западному ФО. За этот период количество женщин, ставших мамами в возрасте 30-34 года, увеличилось на 50%, а процент рождений в семьях третьих и последующих детей вырос с 12% до 15%. Отрадно осознавать, что мы способствуем столь положительным тенденциям, но ни федеральных, ни региональных денег, которые мы планируем на эти цели, нам уже не хватает, их каждый год приходится добавлять и из федерального, и из регионального бюджета.

Во-вторых, отличает нашу систему и наличие нескольких специальных социальных пособий, например, субсидии на оплату жилья или коммунальных услуг. На эту выплату правительство области адресует более 400 млн рублей. Принцип, который здесь заложен – это наше региональное now-how: чем меньше доход семьи, тем больше доля стоимости услуг ЖКХ в ее бюджете. Согласно нашему региональному законодательству, доля расходов на оплату ЖКХ может быть снижена до 15%, тогда как федеральный стандарт – 22%. Эта мера поддержки в первую очередь адресована многодетным семьям и одиноко проживающим пенсионерам, в полном варианте она может покрыть 100% расходов на оплату ЖКХ – на наш взгляд, это очень полезное нововведение.

«СК»: Настолько остро стоит в области проблема социального сиротства? Снижается ли число детей-сирот за счет усыновления?

b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2014-09-24-a-mayster_02.JPG– К сожалению, двадцатилетие, которое предшествовало современному этапу, создало ситуацию, когда уровень социального сиротства стал таким высоким, что не реагировать на эту ситуацию стало уже невозможно: до 80% детей, которые остались без попечения родителей – это были социальные сироты, то есть, сироты при живых родителях. Доля таких детей в нашей области в 2007 году составляла 3,8%. И сейчас мы наблюдаем, как постепенно эта доля снижается. Сейчас она составляет 3%. На первый взгляд это незначительные десятые доли процента, но для нас это – десятки и даже сотни детских судеб!

К проблеме социального сиротства мы относимся особенно трепетно. Очень внимательно к этому относится и губернатор Николай Цуканов. Именно он ставил передо мной задачу преодоления этой проблемы и снижения количества детей, которые остаются без попечения родителей и воспитываются в госучреждениях. В этом вопросе решение одно: нужно сделать все, чтобы как можно меньше детей находилось в детских домах и других госучреждениях, чтобы дети, даже если они остаются без попечения родителей, воспитывались в семье.

Воспитание ребенка в детском доме или интернате, где действуют определенные требования к организации его жизни, зачастую не может создать у него понимания того, как он должен жить и заботиться о себе и своих близких за пределами этих учреждений. Научить разговорами или даже показами фильмов этому просто невозможно, ребенок всегда учится только на примере, а где еще получить и закрепить этот пример, как не в семье? Папа с мамой планируют семейный бюджет, объясняют это ребенку, требуют от него выполнения домашних обязанностей, заботятся о нем, волнуются и беспокоятся за него – это семейная жизнь, то, что не нужно вычитывать в книгах, и не нужно объяснять «на пальцах» – это складывается из самой жизни. Поэтому мое убеждение, что нужно максимально содействовать семейному устройству детей.

«СК»: Какие конкретные меры предпринимает Ваше министерство для решения проблемы социального сиротства в области?

– Для решения этой проблемы мы выбрали два основных направления приложения своих усилий. Первое – это профилактика социального сиротства, то есть максимальная поддержка семьи «до последнего» - с тем, чтобы семья была способна сама решать проблемы, и дети ни в коем случае не остались без родительского внимания и воспитания. Второе – создание условий для того, чтобы детей активно брали в семьи на воспитание, то есть, поддержка института замещающей семьи.

Конечно, приоритетной формой устройства ребенка в семью является усыновление, поскольку именно в этом случае родители по отношению к детям приобретают все юридические права и обязанности. Однако эта форма у нас пока не является массовой. Постепенно происходит снижение числа иностранных усыновлений (за последние 5 лет их количество снизилось примерно на 70%) при одновременном росте российских усыновлений. В этом году у нас усыновлено 38 детей, 31 из них – гражданами России, а 7 – иностранными, в основном из Италии, Германии и Швеции.

Наиболее массовые формы устройства детей в семью сегодня – это опека и попечительство, когда ребенка на воспитание берут дальние или близкие родственники. Бабушки, дедушки, тети, дяди берут на воспитание детей довольно активно, но, бывают ситуации когда позже от опеки они отказываются. Это чаще всего происходит, когда дети достигают подросткового возраста: бабушки и дедушки не могут справиться с подросшими внуками, как когда-то не справлялись со своими подросшими детьми, в результате чего опекунская замещающая семья оказывается несостоятельной. Поддержка такой семьи – еще одна точка приложения нашего внимания, и этот вопрос мы сейчас прорабатываем.

В семьях опекунов и попечителей в настоящее время воспитывается 1722 ребенка, оставшихся без попечения родителей, еще чуть меньше 1000 детей воспитывается в приемных семьях, и эта форма устройства детей сейчас очень востребована. В немалой степени этому способствует то, что помимо средств на воспитание ребенка приемные родители получают вознаграждение за свой труд.

В целом в замещающих семьях сейчас находятся почти 84% детей, и этой ситуации, очень важной для нас и для детей, удалось достичь за последние два года. Мы практически создали единую структуру, которая сопровождает семью, в том числе и замещающую. Элементами этой системы являются и школы приемных родителей, и клубы замещающих семей, все это дало свой эффект: мы видим увеличение доли замещающих семей, и надеемся, что нам удастся создать ситуацию, в которой все детей будут воспитываться в семьях, где им подарят любовь, ласку и внимание, научат жить в семье.

Очень часты случаи, когда девочки-выпускницы детских домов становятся матерями одиночками, а мальчики-выпускники, не умея заботься о семье, просто-напросто бросают ее, и очень хочется остановить этот «сиротпром» (подобное выражение я часто слышу от людей, вращающихся в этой сфере). Нужно, чтобы мы понимали, что о детях нужно заботиться прежде всего папам и мамам. Конечно, государство в случае необходимости выполнит свои обязанности, но нужна и помощь общественных организаций в решении этих вопросов. Поэтому мы очень надеемся, что наши совместные усилия по профилактике сиротства и развитию института замещающей семьи дадут свой результат.

«СК»: Какие формы поддержки предусмотрены в Калининградской области для семей, которые усыновили детей или взяли их под опеку?

b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2014-09-24-a-mayster_03.JPG– По крайней мере одна из них имеет беспрецедентный характер – это выплата единовременно денежного пособия семье на решение вопросов по обеспечению жилым помещением усыновленного ребенка. Для этого с 2006 года в регионе действует закон, согласно которому семья усыновителей получает 615 тыс. рублей на улучшение жилищных условий.

Есть и другие социальные выплаты замещающим семьям, размер которых варируются в зависимости от возраста ребенка, от того, получает он пенсию на потерю кормильца или нет, и других факторов. Например, опекун, приемный родитель или патронатный воспитатель получает пособие по содержанию ребенка в размере от 5,5 до 8 тыс. рублей. Приемные родители и патронатные воспитатели получают вознаграждение в размере 6 тыс. рублей на одного ребенка, и по 3,5 тысячи рублей на следующих детей, а в случае, если берется на воспитание ребенок-инвалид, вознаграждение увеличивается еще на 20%.

Кроме того, с прошлого года мы приравняли многодетные приемные семьи к многодетным семьям, поэтому ряд пособий для многодетных семей выплачивается теперь и многодетным приемным семьям. К ним относятся, например, ежегодное пособие на подготовку ребенка к школе и единая денежная выплата.

«СК»: Какие проекты были реализованы в рамках социального партнерства в текущем году? Расскажите подробнее о проектах «Доступный пляж», «Социальное такси»: что уже делано, и как планируется их дальнейшее развитие?

– Безусловно, к решению ежедневных вопросов и проблем людей, имеющих инвалидность, требуется постоянное внимание общества и государственной власти. Сегодня вопрос доступности среды в нашем регионе стоит достаточно серьезно: лишь 17% объектов социальной инфраструктуры доступны для инвалидов, я даже не говорю про жилые дома. Чтобы изменить ситуацию, в области действует программа «Доступная среда». В прошлом году на ее финансирование было выделено 3 млн рублей, в этом году – более 40 млн рублей из бюджетов всех уровней.

Одним из приятных событий в рамках реализации этой программы явилось открытие пляжа, доступного инвалидам-колясочникам. Обустройством пляжа занималось министерство инфраструктуры совместно с общественной организацией «Ковчег», руководителем которой является Роман Аранин. Это была его идея, поддержанная областным министерством по туризму. На создание пляжа были выделены средства из регионального и муниципального бюджетов. Благодаря этому появилась возможность приобрести и оборудовать деревянные настилы, раздевалку, шезлонги, матрасы – все то, что составляет инфраструктуру любого пляжа. Помимо этого были закуплены две специальные коляски, чтобы инвалиды могли купаться в море. В своих отзывах о «Доступном пляже» люди говорили о том, что они раньше никогда не видели моря, и тем более не купались в нем, и сейчас испытывают колоссальное счастье от того, что в их жизни случилось такое. Читать и слышать это было радостно до слез!

В середине сентября открылся еще один пляж в городе Пионерске. Пусть это произошло на излете сезона, но в ближайшее время даст возможность нашим инвалидам подышать морским воздухом. А с началом теплых дней будущего года оба пляжа примут инвалидов-колясочников для отдыха и купания.

Что касается проекта «Социальное такси» – эта служба социальных перевозок работает в каждом муниципалитете с 2001 года. Услуга предоставляется бесплатно, для определенной категории людей – детей-инвалидов, инвалидов-колясочников, инвалидов 1-ой и 2-ой группы. Ежегодно 5 тыс. человек пользуются услугой «Социального такси». Для этого в муниципалитетах есть 35 микроавтобусов, из которых 27 специально оборудованы, периодически происходит переоснащение службы социальных перевозок.
    
«СК»: По каким вопросам чаще всего обращаются в Ваше министерство граждане? Какова динамика обращений граждан по сравнению с прошлым годом?

– В наше министерство обращаются практически по любым вопросам: от жилищных вопросов до вопросов образования. Мне кажется, что любой вопрос, какой не назови, так или иначе касается общества, и потому адресован министерству социальной политики. Наверное, поэтому наше министерство принимает почти наибольшее количество обращений. Те вопросы, напрямую которые не относятся к нашему ведению, мы передаем в другие профильные структуры, но при этом все равно стараемся в той или иной степени участвовать в их решении. Не могу сказать, что у нас уменьшилось или увеличилось количество обращений, оно достаточно стабильно.

Много обращений связано с пособиями семьям и назначением этих пособий, есть вопросы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, вопросы, связанные с реабилитацией граждан, имеющих ограниченные возможности.

«СК»: Насколько охотно бизнес Калининградской области оказывает помощь в проведении социальных проектов, и чувствуется ли прогресс в этом отношении?
    
b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2014-09-24-a-mayster_04.JPG– Думаю, что внимание бизнеса к социальным проектам напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Не могу сказать, что мы избалованы внимаем бизнеса, но при этом не могу и утверждать, того, что мы лишены этого внимания. Представители бизнеса входят во все попечительские советы наших стационарных учреждений, которых насчитывается 46. Представители бизнеса входят в них, чтобы, во-первых, оказывать благотворительную помощь, во-вторых, осуществлять контроль над расходом средств и за качеством услуг, оказываемых нашими учреждениями.

С этой двоякой целью представители бизнеса успешно справляются, и мы благодарны им за помощь. У нас довольно много учреждений (как правило, это социальные приюты, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей), над которыми взяли шефство те или иные бизнес-организации и оказывают им материальную помощь. Конечно, такая помощь важна, вместе с тем, наши подопечные, особенно дети, очень нуждаются в любви, внимании и теплоте. Поэтому хотелось бы увидеть внимание к ним не только в виде подарков, но и простого человеческого участия, чтобы с этими людьми дети могли поиграть в футбол, сходить в кино, просто поговорить «по душам» – именно в этом наши дети нуждаются больше всего. И я хочу призвать наш бизнес и наши общественные организации одарить таким вниманием детей, а также стариков, которые есть в наших учреждениях.

«СК»: И последний вопрос: расскажите, как и почему Вы стали министром социальной политики Калининградской области и каково им быть?

– Я стала министром социальной политики потому, что Николай Николаевич Цуканов предложил мне занять этот пост. Честно скажу, это предложение стало для меня во многом знаковым. До 2010 года я долгое время была учителем, затем работала в институте развития образования, и даже не помышляла о карьере чиновника. Я очень люблю профессию учителя, и считаю ее своим призванием. Воспоминания о работе учителем мне греют душу, даже сейчас я с большим удовольствием пользуясь возможностью провести для ребят классный час или просто пообщаться с ними…

В 2010 году по итогам конкурса я была назначена уполномоченным по правам ребенка. Меня очень привлекала эта работа, у этой работы был (и остается) колоссальный потенциал, а поставленные задачи были очень интересными. Уполномоченным по правам ребенка я проработала почти три года и предложение Николая Николаевича восприняла как признание того, что работаю я успешно.

Работа министра для меня - это, прежде всего, возможность системно решить вопросы, используя приобретенный опыт, поэтому я стараюсь на этом поприще действительно добиться результата, добиться решения вопросов, которые мне кажутся важными и актуальными. В первую очередь, это поддержка семьи, внимание к детям, к пожилым людям, к тем, кому нужна забота и поддержка общества и государства.

Каково быть министром, трудно или нет – не знаю. Но очень здорово, когда видишь изменения, видишь результат усилий всей команды – не только министерства социальной политики, но и всех сотрудников органов социальной защиты. Я испытываю чувство удовлетворения, когда могу помочь людям, и огорчаюсь, когда у меня не все получается, но, как человек упорный и настойчивый, я всегда старюсь решить стоящую передо мной задачу.

 
Беседовал Константин Бельченко («Социальный Калининград»)