Желаемое будущее региона Калининградского/Вислинского залива

mt_ignoreВ начале октября в БФУ имени Канта прошли публичные консультации по вопросам будущего развития Калининградского/Вислинского залива. Участники мероприятия обсудили предложения к стратегии будущих совместных действий в регионе, реализация которой, по мнению авторов проекта, должна преобразовать регион и вывести его на качественно новый уровень социально-экономического развития.

Представленные в рамках мероприятия предложения к стратегии будущих совместных действий в регионе Калининградского/Вислинского залива были подготовлены российскими и польскими участниками проекта «Возможности и преимущества совместного использования Вислинского залива» (VILA). Данный проект относится к программе приграничного сотрудничества «Литва – Польша – Россия» на 2007-2013 годы, финансируемой ЕС при софинансировании РФ. Основной целью проекта VILA является определение возможностей и обоснование мероприятий по укреплению социально-экономического сотрудничества между двумя частями региона Калининградского/ Вислинского залива, разделенными границей между Российской Федерацией и Республикой Польша. Разработанные в рамках проекта решения должны стать основой для будущих российско-польских мероприятий, способствующих интенсификации двустороннего сотрудничества и успешному развитию региона.

С основным докладом на слушаниях выступил Геннадий Федоров, директор Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ имени Канта. Он, в частности, рассказал о будущем региона, к которому должно стремиться местное самоуправление, бизнес и общество. Желаемое состояние региона в среднесрочной перспективе выглядит, по его словам, следующим образом: «Регион Калининградского/Вислинского залива - это трансграничный морской регион с высоким уровнем жизни населения и отсутствием социального неравенства, с динамично развивающейся экономикой с полюсами роста в Калининграде и Эльблонге. Это регион, открытый для сотрудничества, обладающий доступом к Балтийскому морю, эффективно использующий условия приморского положения».
Для достижения предлагаемого в рамках стратегии видения сформулированы  стратегические цели, которые впоследствии должны быть реализованы. Среди них – взаимовыгодное совместное комплексное использование приморского положения региона; динамичное и устойчивое развитие экономики, в том числе за счет организации трансграничной производственной кооперации; развитие туристической отрасли и формирование трансграничных туристических маршрутов; охрана окружающей среды и природных ценностей региона, а также минимизация барьерных функций государственных границ.

После основного доклада участники мероприятия имели возможность задать свои вопросы и выступить с предложениями к стратегии. Наибольший интерес вызвала тема развития малых портов и гаваней региона, которые в дальнейшем должны послужить базой для развития туризма в небольших местностях и формирования связанных с ним отраслей экономики. В частности, Борис Чубаренко, заместитель директора по науке атлантического отделения Института океанологии РАН напомнил присутствующим о разном уровне развития малых портов на польской и российской стороне залива. «Эльблонг, Фромборг, Толькмицко, Крыница Морска хорошо оборудованы, там созданы современные причалы и удобные подходы, тогда как российские порты и гавани (гидрогавань около выхода в Балтийске, Большая Гавань, Яхтклуб, Ушаково, Краснофлотск) все нуждаются в создании инфраструктуры. По мнению Б.Чубаренко, реализовать потенциал малых портов и гаваней российской стороны можно посредством интенсификации пассажирских перевозок, создании международных водных пассажирских маршрутов в регионе. Также участники слушаний отметили, что развитию портов в регионе Калининградского/Вислинского залива на данном этапе изрядно мешают санкции (из-за их введения уже существенно сократился грузооборот между Эльблонгом и Калининградом), отметив, впрочем, что на допущении усиления санкций нельзя строить стратегии совместных действий и выразив надежду, что ситуация в скором времени выправится.

Среди других мероприятий стратегии существенное внимание было уделено улучшению свободы передвижения, в том числе, возможности передвижения по водоемам и облегчению перехода границы (упрощению процедур). PR-менеджер проекта VILA Виктор Кошелев отметил, что росту пассажиропотока в Вислинском заливе могло бы способствовать распространение приграничного передвижения, принятого между Калининградской областью и приграничными воеводствами Польши, на морские границы.

Подводя итоги слушаний, участники сошлись во мнении, что стратегия будущих совместных действий в регионе Калининградского/Вислинского залива является по своей сути скорее концепцией, поскольку носит довольно общий характер и не содержит цифр. Вместе с тем, как отметил Геннадий Федоров, документ в дальнейшем будет доработан и конкретизирован. Кроме того, по его словам, чтобы внедрение стратегии было действительно эффективным, предстоит существенно доработать систему мониторинга за ее реализацией.

Константин Бельченко («Социальный Калининград»)