Город Балтийск на сегодняшний день располагает огромным потенциалом, который, к сожалению, не задействован в полном масштабе. Максимально использовать этот потенциал можно, развивая в первую очередь транспортную, в том числе портовую, инфраструктуру. Для этого есть все ресурсы, есть как исторические примеры, так и примеры из международной практики.
Так считает Виктор Кошелев, PR-менеджер Центра социально-экономических исследований БФУ им. Канта (а в прошлом в один из периодов 20-летней муниципальной службы – заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешних связей), который поделился с «Социальным Калининградом» своим видением перспектив развития города Балтийска.
«СК»: Виктор Николаевич, как вы в целом оцениваете уровень социально-экономического развития города Балтийска, соответствует ли он имеющемуся потенциалу? Какие принципиальные меры нужно предпринять, чтобы создать возможности для активного развитии города?
– Балтийский муниципальный район Калининградской области РФ с его административным центром Балтийском – это уникальная территория на западе России, в тоже время его природный и экономический потенциал до сих пор не задействован в полном масштабе. В начале 90-х годов уже прошлого столетия в сложный для страны период глубочайшего социально-экономического кризиса перед вновь созданной администрацией города Балтийска стояла задача не допустить социального взрыва. Тогда СССР как государство и субъект международного права прекратил свое существование, начался процесс дезинтеграции в экономике и социальной сфере, сокращение производства и вооруженных сил, усиление миграционных процессов. Все это привело к хроническому товарному и продовольственному дефициту, сокращению рабочих мест и многому другому.
В результате вывода войск из Германии, Польши и стран Балтии только в 1993 году в Балтийск прибыло около трех тысяч человек, а это более 10% населения. В то время в городе практически не было предприятий гражданского назначения, а военная торговля, которая процветала при социализме, стала просто-напросто отмирать. Потребительская кооперация также не удовлетворяла потребности населения Балтийского городского округа в полной мере. Поэтому единственным спасением в данной ситуации было обеспечение условий в становлении малого и среднего предпринимательства, тем самым создания новых рабочих мест. Люди, которые приходили со своими проблемами трудовой занятости в отдел по предпринимательской деятельности и экономики администрации Балтийского городского округа, получали квалифицированные консультации по организации собственного бизнеса. Одни в кратчайший срок регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, другие создавали предприятия различной организационно-правовой формы и прав собственности. Бывшие военнослужащие и члены их семей практически с нуля, а то и с заемного капитала начинали сразу работать, обеспечивая собственные нужды, а также потребности населения в поставках продовольственных товаров и товаров народного потребления, социальных услугах, повышение уровня занятости населения. Сегодня на каждом шагу можно увидеть результаты этой сложнейшей работы, пройдя по городу. Тем самым была создана критическая масса предпринимательства с новой инфраструктурой малого и среднего предпринимательства. Конечно, часть этих предприятий со временем отмирала (в бизнесе это нормальный процесс), а часть из них так и продолжает развиваться. Однако, чтобы эта инфраструктура начала работать в полную силу и с более лучшими показателями в бизнесе и наполнения бюджета округа появилась потребность в развитии внутренних и внешних экономических связей хозяйствующих субъектов.
В связи с этим следует задаться вопросом, какие же возможности имеет эта потенциально высокодоходная территория, расположенная у воды? Первое – это геополитическое положение района практически в центре Европы и на самой западной границе Российской Федерации. Второе – природные ресурсы региона Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты и Гданьского залива Балтийского моря, Балтийской косы, пункт Восточный, третье – производственные ресурсы Балтийского грузового района порта Калининград, ОАО «33 Судоремонтный завод» Объединенной судостроительной корпорации, предприятием со стопроцентным иностранным капиталом «Янта», Балтийская нефтеперевалочная компания и Балтийская стивидорная компания, ФГУП «Росморпорт», БВМБ и др. предприятия, четвертое – высококвалифицированные трудовые ресурсы, пятое – ресурсы конверсируемых объектов. Такими мощнейшими ресурсами располагает не каждый город Калининградской области. Балтийск это морские ворота России на Балтике и форпост на ее западе. Он с успехом может быть отнесен к категории городов жемчужин в регионе Балтийского моря и ключевым городам эксклава России.
Однако здесь есть над чем задуматься. Если взять в качестве примера Вислинскую косу на польской стороне или Куршскую косу на литовской стороне, то там эти уникальные природные образования представляют собой высокодоходные территории, они используются весьма эффективно и очень интенсивно. Притом это идет не во вред экологии. Российские туристы с огромным удовольствием посещают многочисленные населенные пункты, расположенные на них, которые предназначены в основном для отдыха и оздоровления населения этих стран, а также зарубежных гостей. Наша же часть Балтийской/Вислинской косы представляет собой часть города Балтийска. В его селитебной зоне косы (ранее населенный пункт Коса) проживает 880 человек. После вывод воинских подразделений с ее территории она не используется должным образом не в военном и не в гражданском назначении. Можно сказать, что она практически выведена их народнохозяйственного пользования и имеет низкую доходность, можно сказать, с нулевой доход, если не с минусом. Население косы испытывает закоренелые проблемы в сфере социального сервиса, торговли, занятости, образования, медицинского образования, обустройства территории.
Ровно также как и территория, и акватория порта. Портовая инфраструктура, не успевшая получить эффективного развития в довоенное время, также не использовалась в полном объеме и в период построения социализма. Так, например, бассейны №3 и №4 Балтийской военно-морской базы представляли собой объекты, находившиеся в запустении в виде кладбища затонувших кораблей. Утратил свое назначение и морской пассажирский вокзал в центре Балтийска с железнодорожной и автомобильной составляющей. Так и не была реконструирована весьма привлекательная старая часть города, разрушенная во время Второй мировой войны. В результате чего были утрачены многофункциональный пассажирский терминал (морской, железнодорожный и автомобильный), гражданский авиационный пассажирский терминал на линии Пиллау-Кенигсберг (Дивау), грузововую портовую инфраструктуру наряду с военно-морской, рыбная гавань и рыбные фабрики, кирпичные заводы, пляжные зоны, сеть гостиниц и гостевых домов (около 30 единиц), сведена к минимуму система общественного питания, многоукладное сельское хозяйство и мн.др.
С переходом от командно-административной экономики на новые условия хозяйствования – социально-рыночную экономику в России с целью повышения бюджетной составляющей перед органами местного самоуправления округа встала задача – ввести все эти ресурсы в народнохозяйственное пользование. Балтийск – это морские ворота России на Балтике и ее форпост на западе. Портовые города во всем мире всегда живут богаче, чем города, лежащие в глубине материковых территорий. Поэтому наша задача сейчас – использовать все потенциальные возможности ключевого района российского эксклава, развивая в первую очередь транспортную мультимодальную инфраструктуру. Автомобильный, морской и речной транспорт, авиационный и трубопроводный транспорт – все они должны быть задействованы как можно скорее. Ведь уже в совсем не далеком будущем нас ждет Чемпионат мира по футболу 2018 года. При правильном подходе к миссии Балтийского муниципального района Балтийск может стать пассажирским комплексом №1 в самой западной части России. Он будет использован не только для нужд города Балтийска, муниципального района и самой Калининградской области, он станет и европейским транзитным пунктом на евразийском зеленом транспортном коридоре Восток-Запад и янтарном транспортном янтарном пути Север-Юг вдоль побережья Балтийского моря. Это не просто транспортные пути, это новые торговые пути, перестающие в коридоры развития стран на его прохождения.
«СК»: Как Вы оцениваете развитие транспортной (в частности, портовой) инфраструктуры города Балтийска, какие есть возможности для ее развития?
– За это время мы смогли сделать многое, но при этом есть недоработки и ошибки. Бассейн №3 Балтийской военно-морской базы Балтийского флота после долгой работы по продвижению идеи создания в его акватории и прилегающей территории перешел в гражданское пользование. Здесь планировалось создание терминала для приема морских грузопассажирских паромов и круизных судов. А вот бассейн №4, к сожалению, закопали, создав, паромный железнодорожный. Это ошибка, потом что в одной плоскости железнодорожные пути пересекают автомобильные и при полной отладке линейного судоходства у нас возникнут немалые трудности. Поэтому уже сейчас нужно думать о том, чтобы разгрузить центральную часть Балтийска, убирав оттуда грузовую железнодорожную станцию и перенести ее в пункт «Восточный» на побережье Приморской бухты.
Пункт «Восточный» сейчас – это неиспользуемая рациональным образом территория, вот здесь и надо создавать первую очередь глубоководного порта. В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России в (2010-2020 годы)» в которой до внесения последних поправок (в сентябре 2014 г. – прим. ред.) было запланировано создание глубоководного порта на 65 млн тонн в Приморской бухте Балтийска. На мой взгляд, в данном случае надо было развивать пункт Восточный, территория которго по размерам схожа с вновь построенным портом на финском острове Вуоссари. Этот порт возник следующим образом: финны решили вывести из порта Хельсинки грузовую составляющую из своей столицы. При том эта идея возникла 40 лет назад. Приступив к ее активному продвижению 17 лет назад, они всего за четыре года построили на скалистом Вуоссари порт мощностью 15 млн тонн, где сейчас постоянно работают 3,5 тысячи человек. Если взять аппликацию с этого порта и нанести ее на пункт Восточный, то она точь-в-точь подходит к этой территории. При достижении устойчивого грузопотока в 15 млн тонн можно начать возводить следующую очередь. И так далее, по побережью Приморской бухты вплоть до Приморска. Одновременно с этим потребуется создание полноценной железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль побережья, что существенно улучшит логистику передвижения грузов как гражданских, так и военных, тем самым будет разгружен сам город с рекреационно-туристической зоной Балтийского побережья.
«СК»: Сейчас много говорится о строительстве пассажирского терминала в Пионерском. Как Вы думаете, может ли в Балтийске стартовать проект, сопоставимый с ним по масштабам?
– Я разрабатывал с коллегами Стратегию социально-экономического развития Балтийского муниципального района - 2020, в которой рассматривалось четыре позиции развития яхтенных портов на нашей территории в регионе Вислинского / Калининградского залива. Почему именно здесь? Да потому что именно здесь сосредоточена основная часть морской жизни. С польской стороны расположены Бранево, где ведется строительство нового яхтенного порта, Фромборк – там расположен морской пункт пропуска через государственную границу и яхтенный порт, дальше идет Толькмицко, Эльблонг, Крыница Морска – сколько позиций в замкнутом и относительно небольшом пространстве польской территории! С нашей стороны: Балтийск, Приморск, Светлый, Калининград, Прибрежный, Ушаково, Мамоново в будущем. Куршский залив не имеет выхода в Балтийское море, там существенно меньше городов с литовской и российской сторон. Заливы и Приморская бухта это тихая вода для парусников в сравнении со штормовым Балтийским морем и поэтому меньшим сезоном для судоходства. Притом наши порты уже существовали на этой территории в довоенное время, а в Пионерском и Зеленоградске никогда. Поэтому яхтенные порты и порты в целом это быстро возводимые объекты и мало затратные, чего не скажешь о Пионерском и Зеленоградске. А это важнейший фактор при подготовке к ЧМ-2018 и другим серьезным спортивным и культурным мероприятиям. Да еще в отсутствии значительных объемов финансирования. Это и есть рачительный подход к важнейшему делу в развитии транспортной инфраструктуры Калининградской области, которая через Евразийский экономический Союз свяжет рынки Европы и Азии. А Калининградской область станет мостом на Балтике в этом позитивном процессе.
Пять лет назад было подписано соглашение между Правительством Республики Польша и Правительством Российской Федерации об открытии Вислинского залива для захода судов всех стран, поэтому мы сейчас просто обязаны использовать этот важнейший шанс для развития наших портов, в том числе малых портов. Калининград, Балтийск, Светлый, Ладушкин, Ушаково, Мамоново – это мощные точки роста, которые надо «двигать» вперед. Повторюсь, залив – это спокойное водное пространство, которое может в куда большей степени работать на развитие яхтенного спорта, чем открытое море. Пионерский – уникальное, хорошее место для яхтенного порта, но его возможности по использованию парусномоторных и маломерных судов ограничены штормами на море. Кроме того, строить этот объект там весьма финансово затратный, Балтийск же в этом смысле потенциально более подходящий объект, здесь все это можно сделать гораздо быстрее и качественнее. Только одна гидрогавань на косе может вмешать до 1000 яхт. Это прекрасное место для марины – яхтенного порта высшего класса в составе Международного многоцелевого центра образования, рекреации и оздоровления «Будущее России».
Четыре упомянутых выше позиции – это город Приморск, гидрогавань, гавань портово-рейдовой службы, акватория ОАО «33 СРЗ». На нынешней территории Приморска раньше был яхтенный порт и порт для приема судов пассажирского сообщения, гавань портово-рейдовой службы, как и гидрогавань были портовыми пунктами для рыбацких и яхтенных судов. В 1992 году мы завели в гавань ПРС 50 яхт из восьми стран мира, участниц международной регаты. К сожалению сегодня эта территория не функционирует в целях развития морского туризма, она выведена из хозяйственного пользования.
«СК»: Каков туристический потенциал Балтийска и на какой поток туристов он может рассчитывать?
– У Балтийска очень высокий туристический потенциал, потому что здесь отражены разные периоды истории – прусский, немецкий, шведский, французский, советский, дважды российская. Здесь имеются центры притяжения туристов, касающиеся всех этих периодов. Например, шведская крепость – это шведский период. Если каждый период и каждый объект должным образом «обыграть», можно много чего людям показать интересного…
Беседовал Константин Бельченко («Социальный Калининград»)