«И опыт, сын ошибок трудных…»

mt_ignoreРадостная новость пришла из Москвы. В 2015 году на нашем сайте была размещена статья Владимира Морара «Как слово наше отзовётся».

В ней известный на всю страну педагог, заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2000» писал об ответственности учителя за свою работу.

Но эта статья была посвящена не только проблемам преподавания литературы в школе. В ней автор размышлял об отношении современного человека к истории нашей страны, к советскому прошлому, о соотношении правды и истины, свободы и ответственности, об опасности нигилизма. Поэтому эта статья и была помещена на нашем сайте как представляющая интерес для широкого круга читателей. А в мае нынешнего года статью разместил на своих страницах журнал «Литература в школе». И вот на днях стало известно, что за эту публикацию В.А. Морар удостоен звания лауреата, пожалуй, лучшего журнала страны, предназначенного для учителей-словесников. Поздравляем нашего автора с заслуженным успехом!

Но хочется сказать и о том, что это ещё и достижение всего калининградского образования. Дело в том, что статья Владимира Алексеевича была в 2015 году опубликована в его сборнике «И опыт, сын ошибок трудных…», выпущенном Калининградским областным институтом развития образования. Название сборника вовсе не случайно: он является обобщением многолетнего педагогического опыта автора. Это то лучшее, что было опубликовано им в различных газетах и журналах: статьи, интервью, уроки, художественные произведения, посвящённые жизни школы. Помещены там и материалы, которые до того нигде не публиковались.

А вот что написала доктор педагогических наук Н.В. Самсонова, которая выступила в качестве рецензента: «Представленные в сборнике материалы не объединяются одной темой, диапазон интересов автора широк и разнообразен. Помимо литературоведческих работ, в своей работе он активно использует труды философов и историков.  Вместе с тем, эти материалы представляют В.А. Морара как личность целостную, как человека, имеющего собственную точку зрения на прошлое и настоящее нашей страны, на обучение и воспитание детей. Этому способствуют чётко сформулированное целеполагание всей педагогической деятельности и системный подход при реализации её. В качестве главной цели своей деятельности учитель определил воспитание чувства Родины, а способом достижения поставленной цели выбрал сотворчество».

И здесь хотелось бы сделать несколько замечаний к этим словам рецензента. О необходимости воспитывать патриотов В.А. Морар говорит сегодня не в угоду политической конъюнктуре. Об этом он говорил ещё в 2000 году на том самом Всероссийском конкурсе, победителем которого стал. Именно там, представляя свою педагогическую философию, он сам определил, что значит пробудить у учеников чувство Родины: «Я хочу, чтобы они понимали, что нация – это общность святынь, общность культуры как системы ценностей, которая бережно передаётся из поколения в поколение. Я хочу, чтобы они ощущали себя ещё одним звеном в бесконечной цепи поколений. Поэтому все, кому было суждено родиться в России, ответственны за её судьбу».

И никакой назидательности на уроках, потому что, по глубокому убеждению учителя, нравственные открытия его ученики призваны совершать на открытиях в текстах изучаемых произведений. А себя он считает посредником между великой русской литературой и подрастающим поколением. Вроде бы скромная роль, но, думается, она на самом деле предъявляет высокие требования к педагогам. Не случайно свой сборник автор посвятил «учителям, для которых их профессия стала образом жизни».

Н.В. Самсонова отмечает безупречную работу В.А. Морара с художественным текстом. И справедливо говорит о том, что «его наблюдения и толкование произведений делает сборник интересным не только для педагогов, но и для всех, кто любит русскую литературу». А сам он верит, что его опыт поможет творчеству коллег. Поэтому многократно выступал на курсах повышения квалификации, различных конференциях и семинарах. Причём не только в Калининградской области, но даже и в Республике Саха (Якутия) и Литовской Республике. А сколько открытых уроков и мастер-классов проведено им! В том числе выступил он и перед участниками Всероссийского конкурса «Учитель года – 2005», который тогда проводился на калининградской земле.

Своё обращение к читателям своего сборника В.А. Морар заканчивает пожеланием: «Добра и света вам! Будем счастливы!»  Этого в преддверии Нового Года хочется пожелать всем читателям нашего сайта, всем жителям нашей планеты!
                     
Константин Бельченко

-