НКО и Правительство Калининградской области: взаимодействие в рамках проектов

mt_ignore При поддержке Правительства Калининградской области некоммерческие организации (НКО) нашего региона реализуют разнообразные по тематике проекты. О том, как принимаются решения о финансовой поддержке того или иного проекта, какие формы поддержки, помимо субсидий, существуют со стороны государства,  сколько проектов НКО уже реализовано в Калининградской области и как они влияют на социальную жизнь региона – читайте в специальном материале «Социального Калининграда».

Как проводится отбор проектов НКО для финансирования со стороны областного правительства?

Прежде всего, финансовая поддержка в рамках региональной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» осуществляется по 15-ти приоритетным направлениям. Выделить при этом какие-то ключевые направления и проекты сложно - каждый из проектов социально ориентирован, решает конкретную задачу и работает с определенной целевой аудиторией.

Финансовая поддержка проектов в соответствии с действующим законодательством осуществляется исключительно на конкурсной основе. Все проекты оцениваются конкурсной комиссией по балльной шкале по ряду установленных критериев. Проводится анализ соответствия представленного проекта установленным критериям отбора, после чего конкурсной комиссией коллегиально принимается решение о поддержке того или иного проекта, допущенного к рассмотрению и набравшего необходимое количество баллов.

Сколько проектов от НКО было представлено на конкурсный отбор в 2013 и 2014 годах, и сколько проектов его прошли?

В 2013 году в рамках конкурсного отбора по распределению областных средств, с учетом возможности предоставления одной организацией нескольких проектов, было представлено 220 проектов от 119-ти организаций. В рамках конкурсного отбора по распределению федеральной субсидии при установленном ограничении, согласно которому одна организация может подать на конкурс только один проект, представлено 93 проекта от 93 организаций.

При аналогичных условиях в 2014 году в рамках конкурсного отбора по распределению областных средств был представлен 221 проект от 123-х организаций, из которых 35 проектов не были допущены к участию в конкурсном отборе. В рамках конкурсного отбора по распределению федеральной субсидии представлено 94 проекта от 94-х организаций в рамках программы по поддержке социально ориентированных НКО, из которых 6 проектов не были допущены к участию в конкурсном отборе, и 30 проектов от 30-ти организаций в рамках программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Калининградской области, из которых 4 проекта не были допущены к участию в конкурсном отборе. При этом в 2014 году в конкурсных отборах приняли участие 36 организаций, ранее не участвовавших в указанных конкурсных отборах.

По каким критериям определяется важность проектов, предлагаемых для реализации в Калининградской области?

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 24 октября 2011 года №797 «О порядке предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Калининградской области социально ориентированным некоммерческим организациям» и постановлением Правительства Калининградской области от 29 марта 2012 года №170 «О порядке предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям за счет субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Калининградской области» утверждены критерии оценки заявок на участие в конкурсном отборе.

Оценка заявок на участие в конкурсном отборе осуществляется по следующим группам критериев:
- значимость и актуальность программы;
- экономическая эффективность;
- социальная эффективность;
- профессиональная компетенция.

Какие формы поддержки кроме субсидий может получить НКО от государства?

С целью развития деятельности социально ориентированных НКО в Калининградской области осуществляются следующие формы поддержки помимо финансовой.
Во-первых, информационная - посредством размещения информации о детальности указанных организаций на специализированном сайте www.nko39.ru.
Во-вторых, консультационная - в виде проведения встреч, конференций, семинаров и ярмарок по актуальным вопросам деятельности социально ориентированных НКО.
В-третьих, повышение квалификации работников социально ориентированных НКО - в виде организации обучающих курсов и семинаров;
В-четвертых, возмещение на конкурсной основе транспортных расходов работников и добровольцев социально ориентированных НКО, связанных со стажировками и участием их в мероприятиях в других субъектах РФ.
В-пятых, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у социально ориентированных НКО в соответствии с законодательством РФ, в рамках реализации мероприятий, проводимых по государственной программе Калининградской области «Развитие гражданского общества».

Какова роль гражданских инициатив в социальном развитии?

Гражданская активность является важным фактором социального развития общества, особенно в таких сферах, как образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, социальная поддержка граждан и ряд других.
Некоммерческие общественные организации отличаются способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы, отражать интересы различных групп и слоев населения. При этом постоянная деятельность региональных некоммерческих общественных организаций является источником социальных инноваций.
Все это обуславливает необходимость вовлечения некоммерческих социально ориентированных общественных организаций в развитие современного общества.

Как влияют проекты НКО на социальную жизнь Калининградской области?

Социально ориентированные НКО, осуществляя свою деятельность в многочисленных сферах общественной жизни региона, обеспечивают вовлечение разных групп населения – в первую очередь, детей, безработных, лиц с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, людей старшего возраста и других - в активную социальную и экономическую деятельность, дают им возможность самореализоваться и быть востребованными.Как следствие, реализуя свои проекты, социально ориентированные НКО обеспечивают снижение социальной напряженности в обществе и улучшение качества жизни граждан.

Какие направления взаимодействия общества и власти сложились в Калининградской области? Как можно повысить эффективность этого взаимодействия?

В настоящее время в Калининградской области сложились следующие направления взаимодействия общества и власти:
- осуществление поддержки деятельности социально ориентированных НКО,
- участие в координационных и совещательных органах при Губернаторе Калининградской области, Правительстве Калининградской области, а также при Калининградской областной Думе, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в Калининградской области,
- проведение совместных общественно значимых мероприятий,
- право законодательной инициативы Общественной палаты Калининградской области,
- наличие нормативно-правовой основы для участия общества в формировании властных структур (формирование резервов управленческих кадров, аттестационные комиссии, конкурсы на вакантные должности).

Основными общественными институтами Калининградской области, осуществляющими взаимодействие власти и общества, являются: Общественная палата Калининградской области, Общественно-политический совет при Губернаторе Калининградской области, общественные советы при государственных органах и органах местного самоуправления, Молодежное Правительство Калининградской области.

Учитывая наличие созданных форм и механизмов взаимодействия общества и власти, важнейшим фактором эффективного взаимодействия между ними являются налаживание конструктивного диалога и проявление уважения друг к другу. Как ведется учет количества НКО и какова динамика этого показателя по Калининградской области за последние годы?

Уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации НКО, является Министерство юстиции РФ. Данное ведомство ведет реестр зарегистрированных НКО по всей стране, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью указанных организаций.

Министерство юстиции РФ наделено рядом полномочий в сферах нормативно-правового регулирования и правоприменения в отношении НКО, выполняющих функции иностранного агента, в том числе ведет реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Если посмотреть данные по количеству зарегистрированных социально ориентированных НКО по Калининградской области, можно заметить, что их число ежегодно увеличивается.

Часть НКО ежегодно подает документы и получает субсидии на реализацию типовых проектов - фестивалей, соревнований и т.д., называя это «очередным этапом проекта». Не является ли это препятствием для появления в регионе новых проектов?

Действительно, есть проекты, на реализацию которых субсидии предоставляются ежегодно, но это происходит только лишь потому, что они каждый раз, участвуя в конкурсном отборе, набирают количество баллов, необходимое для признания их победителями. Кроме того, по итогам проведенных конкурсных отборов видно, что такие проекты не в большинстве.
Что касается новых проектов, то их появление зависит исключительно от инициатив и желаний самих организаций.

Ответы на вопросы «Социального Калининграда»
подготовил Отдел по связям с общественностью
Правительства Калининградской области.