Как многодетная мама из Южно-Сахалинска стала волонтером в Калининграде.
Несмотря на диаметрально противоположное географическое расположение, Сахалин и Калининградскую область многое объединяет. Во-первых, оба региона обособлены от «Большой России», во-вторых, и здесь и там жизнь местного населения тесно связана с морем. Но если переехать с острова Сахалин в Калининградскую область, то между регионами можно найти много неожиданных и ярких отличий. Инна Ерошенко, сменив место жительства, кардинально изменила и вид своей профессиональной деятельности – с коммерческой на благотворительную. Как и почему это произошло, и чем жизнь в Калининграде отличается от жизни на Сахалине, в интервью нашему корреспонденту рассказала Инна Ерошенко.
Инна Ерошенко родилась на севере, в городе Мирном Архангельской области. Папа, Александр Кун, в то время оставивший карьеру летчика, был влюблен в свою родину – остров Сахалин, и уговорил семью переехать сначала в Хабаровск, а спустя некоторое время в Южно-Сахалинск. Там Инна закончила школу и Сахалинский государственный университет по специальности «Естественно-научное образование», а затем работала корпоративным менеджером в компании сотовой связи. Перспективная работа, карьера, родные места, друзья – казалось бы: живи и радуйся. Но в один прекрасный день девушка кардинально поменяла не только место жительства, но и сферу деятельности.
Инна, что стало главной причиной внезапной смены места и образа жизни?
Инна Ерошенко: Все вышло совершенно случайно – приехала, влюбилась, вышла замуж и осталась. Началось с того, что приехать в Калининград с экскурсионной целью мне предложил брат, до этого я практически ничего не знала об этом городе, и кроме Сахалина бывала только в Центральной России и на Кубани.
Посмотрела в интернете информацию о городе, была поражена его красотой, а в одной социальной сети увидела, что в Калининграде живет Алексей, мой давний знакомый, который переехал сюда с Сахалина ранее. Алексей встретил нас, что называется, по-сахалински, провел экскурсии по городу и области, показал самые интересные места и заведения. А когда мое путешествие уже подходило к концу, мы поняли, что должны быть вместе.
– Что первое время больше всего удивляло в Калининграде?
И.Е.: Кроме красивой архитектуры и особенной «европейской» атмосферы, больше всего меня поразил царящий здесь «культ ребенка»: огромное количество заведений для детей, и родители, готовые посвящать массу времени их досугу, развитию, воспитанию. Детских центров, клубов, комнат с каждым годом в городе становится все больше и больше! У меня двое детей, и мне такой подход оказался очень близок.
- Благотворительный проект «Добрые дела», который вы создали вскоре после переезда, родился из этой атмосферы?
И.Е.: Безусловно, атмосфера этому способствовала, но сама идея проекта возникла, когда с младшим ребенком мы попали в Детскую областную больницу. Из разговора с врачом я узнала, что поступающим в сестринское отделение детям элементарно не хватает одежды. Сразу же возникла идея создать в Интернете группу по ее сбору и привозить в больницу. Кстати, на тот момент я была очень далека от социальной темы.
Так появился проект «Добрые дела», который поначалу представлял собой интернет-сообщество в социальной сети. После работы Инна вместе с мужем собирала одежду для сестринского отделения детской областной больницы, затем проекту стал помогать директор благотворительного магазина «Danke Shop» Андрей Громнюк.
Дело пошло на лад – однажды мы передали в больницу более 100 кг одежды, что существенно помогло решить проблему с ее нехваткой. При этом возник другой вопрос: что дальше? Случай познакомил меня с Валерием Нестеровым, президентом КРОО «Трезвые Поколения», который поверил в проект и всесторонне его поддержал. Благодаря Валерию я познакомилась с председателем Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), и узнала о проблемах людей с ограниченными возможностями. У нас появились первые подопечные, для которых мы устраивали фотопрогулки. На этих мероприятиях калининградцы фотографировались у профессиональных фотографов за памперсы, которые передавались нуждающихся в них людям с ДЦП.
Через некоторое время Инна познакомилась с Еленой Кузнецовой – директором детского развлекательного клуба «Звездный город», и проект «Добрые дела» приобрел свою основную направленность – помощь детям с ДЦП.
– Почему вы выбрали именно эту целевую группу?
И.Е.: Дело в том, что эти дети обойдены вниманием государства и фондов, поскольку у них нет заболеваний, напрямую угрожающих их жизни. В Калининграде огромное количество детей с ДЦП, но они практически все время проводят в четырех стенах. А для ребенка важно в первую очередь счастливое детство, поэтому мы решили направить свои силы на помощь семьям с такими детьми. Кстати, знакомство с Еленой тоже получилось очень интересным. У меня возникла идея создания праздника, на который будут приходить люди, но вместо оплаты приносить памперсы. Я написала письмо в несколько детских клубов города, но ответила только Елена.
Оказывается, она давно хотела организовать что-то подобное. С тех пор мы работаем вместе. Мы организовали проект «Трогательная сказка», сочетающий в себе клоуно- и анималотерапию: стали приезжать домой к детям, которые по состоянию здоровья не могут бывать в общественных местах, и показывать им представления с участием животных. Во время шоу из волшебных коробочек по очереди появляются шиншилла, черепаха, гигантские улитки, змея, белый и серый ежики, кот и морская свинка. Они разные на ощупь, их можно потрогать, что дает ребенку развитие моторики и положительные эмоции. Все животные живут у нас дома, они гиппоалергенные, что важно при взаимодействии с детьми.
Инна рассказывает, что эмоциональный отклик на общение с животными наблюдается даже у полностью парализованных детей. Однажды «Трогательная сказка» приехала к малышу, который почти не двигается, и к концу представления у него потекла слюнка. Мама сказала, что это высшая похвала со стороны ребенка, и что он очень доволен.
Кроме общения с животными, в ходе представления ребята выполняют посильные для них задания – кто рисует, кто учит стихи или песенки, с последующим исполнением. Постепенно «Трогательная сказка» набрала популярность, и теперь мероприятие периодически проходит в клубе «Звездный город».
Со временем кроме «Трогательной сказки» «Добрые дела» стали реализовывать другие проекты – «Праздник со смыслом» и «39 путешествий». Первый проходит раз в квартал и представляет собой мероприятие адресной поддержки конкретного ребенка. Одно из мероприятий «Праздника со смыслом» прошло в этом году на Масленицу для мальчика с ДЦП, которому необходима реабилитация. В ходе его проведения «Добрые дела» собрали более 20 тысяч рублей. По проекту «39 путешествий» для детей-инвалидов и их родителей проводятся экскурсии по разным интересным местам Калининградской области – подопечные «Добрых дел» уже побывали на Шоколадной фабрике «Белгостар», в замке Шаакен и на Куршской косе.
Все представления для детей проводятся бесплатно, и сами участники «Добрых дел» работают как волонтеры. Кроме того, за три года существования у организации появилось много партнеров, которые помогают развивать сообщество и его отдельные проекты.
– Смогли бы вы реализовать подобный проект на Сахалине, если бы не переехали?
И.Е.: Сложно сказать, пока я жила на Сахалине, я вообще не задумывалась, что у людей есть потребность в поддержке со стороны волонтеров. В Калининграде особая «социальная атмосфера». Я не устаю поражаться людям, которые нам помогают. Абсолютно бесплатно нам предоставляют автобусы, нас бесплатно приглашают в развлекательные заведения, все шоу-программы для детей так же проводятся бесплатно.
– А каких моментов не хватает в Калининграде по сравнению с жизнью на Сахалине?
И.Е.: В первую очередь не хватает сахалинской природы. Она уникальная. Только ленивый на острове не ездит на рыбалку. В нерест рыбу ловят прямо руками, стоя по колено в реке. На море мы собирали чилимов (креветку) и варили на берегу в морской воде. Также, выехав за город, запросто можно встретить медведя.
Еще на Сахалине большое количество морепродуктов и разнообразная еда, в том числе лопух и папоротник из корейской кухни. Когда в Калининграде рассказываешь о том, ты ела лопух, на тебя странно смотрят. Но на Сахалине он другой – его размеры таковы, что под ним можно запросто укрыться от дождя, а правильно приготовленный стебель – просто объедение. В семье мы пытаемся воспроизвести блюда, распространенные на Сахалине, но это бывает непросто, очень разные здесь исходные продукты.
– Различия в менталитете между сахалинцами и калининградцами заметны?
И.Е.: Конечно. Сахалинцы очень открытые люди. Некоторые также сравнивают их с москвичами из-за высокого уровня жизни. На острове принято помогать друг другу, люди всегда готовы тебя поддержать и помочь в любом вопросе. В Калининграде, например, малознакомых людей не приглашают в гости, а на Сахалине это в порядке вещей.
Сахалинцы любят природу, охоту, рыбалку, тогда как калининградцы, на мой взгляд, не так близки к природе. Здесь любят подчеркивать свое европейское расположение, что проявляется во всем – в обслуживании, культуре общения, культуре быта. Заметны различия и в стиле одежды. На Сахалине, например, девушка всегда выглядит как на подиуме, а в Калининграде распространен более «европейский стиль», где на первом месте – удобство и комфорт.
– Нет ли желания вернуться, а может быть, просто съездить на Сахалин?
И.Е.: Вернуться – нет, а вот желание съездить периодически посещает. Но останавливает стоимость проезда, для нашей семьи туда и обратно – больше 100 тыс. рублей. Поэтому пока я поддерживаю связь с родственниками и знакомыми через Интернет и по телефону. Кроме того, в Калининграде у нас есть друзья, которые тоже переехали с Сахалина, и мы с ними часто встречаемся.
Константин Бельченко