Праздничное новогоднее богослужение прошло в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Уже несколько лет в этот храм перед самым Новым годом собираются верующие люди, чтобы вместе молитвенно встретить новолетие, приобщиться Святых Христовых Таин во время Божественной Литургии.
Честно говоря, еще в прошлом году, когда я узнал о таком необычном для подавляющего большинства жителей России месте для встречи Нового года, захотелось присоединиться к прихожанам храма на улице Киевской. Но тогда не получилось. А в этом, особенно после того, как узнал о трагедии в Магнитогорске 31 декабря, твёрдо решил пойти в новогоднюю ночь в храм, и в том числе вместе с другими молитвенно поддержать людей, которых неожиданно происшедшая трагедия принесла горе и повергла в уныние, помолиться за безвременно ушедших из жизни. Ну и, конечно, просто было интересно: как это – провести новогоднюю ночь не как обычно - за праздничным столом, а в православном храме.
Божественная Литургия началась ровно в тот самый момент, когда к жителям России с новогодними поздравлениями обращался президент страны - в 23-00 по местному, калининградскому времени. Естественно, никто в храме не мог слышать его слов, так же как и новогоднего обращения губернатора области ровно через час. Но так совпало, что, когда из алтаря был вынесен потир со Святыми Дарами для Причастия, небо за стрельчатыми окнами храма озарилось запущенными вверх то тут, то там многочисленными огнями фейерверков и салютов. Получилось, будто таким образом люди за оградой храма приветствуют тех, кто собрался в эту ночь принять Святое Причастие. Всего на новогоднюю литургию пришло более 100 человек, половина из них причастилась.
После завершения праздничного богослужения с пастырским словом к прихожанам обратился настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы о. Марьян Позунь. Поздравив собравшихся с праздником, пожелав того, что обычно в таких случаях желают, он в своей проповеди коснулся жизни святого мученика Вонифатия. Его память как раз празднуется в самый первый день наступающего года – 1 января. И, наверное, это тоже неспроста, учитывая обстоятельства его жизни и мученической кончины. Особенно, если соотносить эти обстоятельства с тем, чем обычно сопровождается празднование Нового года.
Святой Вонифатий жил во времена римского императора Диоклетиана, правившего с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.
По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда она велела Вонифатию отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?»
Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии (на территории нынешней Турции), во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Зрелище их страданий поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.
В Русской Православной Церкви свмч. Вонифатий считается покровителем трезвости. Причем, дату специально никто не подгадывал: день памяти мученика «попал» на первый день года благодаря тому, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году. В то же время Церковь вовсе не призывает игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, так как это значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков, отнюдь не способствующих нравственному началу.
Новогодний праздник в храме завершился совместной трапезой за праздничным постным столом, где главным было совместное дружеское общение и замечательный почти часовой концерт, на котором прозвучали народные русские и украинские песни в исполнении солистов церковного хора.
Дмитрий Осипов