Энциклопедия права Выпуск №2

mt_ignoreКак прекратить трудовые отношения и получить налоговый вычет при покупке лекарств, а также порядок прохождения диспансеризации работников достигшим 40 лет

Изменены условия предоставления выплат работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата).

С 12 августа 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 210-ФЗ, внесены изменения в статьи 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок выплат выходных пособий работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата).
Внесенными изменениями установлено, что при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае длительного трудоустройства такого работника работодатель выплачивает ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения по указанным основаниям выплачивается в исключительных случаях по решению органа службы занятости при условии, что уволенный работник в течение 14 рабочих дней обратился в службу занятости и не был трудоустроен. Ранее срок обращения в службу занятости составлял две недели.

Также установлен ограничительный срок (не позднее 15 рабочих дней) для обращения работника к работодателю после принятия решения органа службы занятости о произведении выплат за третий месяц со дня увольнения. Данные выплаты работодатель обязан произвести не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Аналогичный порядок установлен для произведения выплат работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Для указанной категории уволенных работников срок обращения в орган службы занятости составляет 14 рабочих дней (ранее был установлен месячный срок). Кроме того, предусмотрено право работодателя взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка.

Новой редакцией положений трудового законодательства установлено, что при ликвидации организации выплаты за период трудоустройства должны быть произведены до завершения ликвидации организации в любом случае, сообщает Межрайонный прокурор г. Светлогорск.

Прекращение трудовых отношений

В соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Согласно положениям трудового законодательства, увольнение по собственному желанию, расторжение договора по инициативе работника, должно быть добровольным. Требование работодателя в написании заявления об увольнении без даты, то есть заранее является незаконным требованием. Заранее написанное заявление об увольнении влечет незаконное увольнение, вероятность не произведения установленных законом выплат, и как следствие ущемление прав работника.

Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы, сообщает Прокуратура Славского района Калининградской области.

Порядок прохождения диспансеризации работников, достигших возраста 40 лет, но не достигших предпенсионного возраста

Согласно статье 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации работники, достигшие возраста сорока лет, но не достигшие предпенсионного возраста, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение на один рабочий день раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Основанием для освобождения от работы для прохождения диспансеризации является письменное заявление работника, при этом день освобождения согласовывается с работодателем.

Работники обязаны представлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение диспансеризации в день освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом работодателя.
Годом прохождения диспансеризации считается календарный год, в котором гражданин достигает соответствующего возраста.

Отказ в предоставлении работнику положенного дня для прохождения диспансеризации является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, сообщает Прокуратура Центрального района города Калининграда

Порядок получения налогового вычета при покупке лекарственных средств

В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в частности, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств.
Порядок назначения лекарственных препаратов, а также порядок оформления рецептурных бланков на лекарственные препараты определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н.
С целью реализации своего права налогоплательщиком могут быть представлены документы, оформленные в соответствии с законодательством и подтверждающие их назначение лечащим врачом, а также подтверждающие произведенные расходы.
Если назначение лекарственных препаратов оформляется на рецептурном бланке, то налогоплательщиком в качестве подтверждающих документов в налоговый орган предоставляется рецептурный бланк, оформленный медицинским работником, а также платежные документы (чеки) из аптечных организаций, осуществивших отпуск лекарственного препарата для медицинского применения.
Прокуратура города Черняховска

«Доступность объектов социально-культурного, транспортного назначения для лиц с ограниченными возможностями»

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Глава IV данного Федерального закона посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов, которая включает обеспечение их беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах;

- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

- объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими гражданам с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Согласно статье 16 Федерального закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных законом требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность, сообщает Прокуратура города Светлого.

«Энциклопедия права» – совместный информационный проект интернет-издания «Социальный Калининград» и Прокуратуры Калининградской области.