Пейсах: праздник Свободы и Весны

mt_ignoreЕвреи отмечают освобождение из египетского рабства

С 27 марта по 4 апреля евреи празднуют Пейсах – исход из Египта и освобождение от рабства. Ежегодно дата начала и окончания этого события определяется по еврейскому календарю, а сам праздник имеет несколько названий, в том числе «весны» и «свободы», отмечается на протяжении семи или восьми дней, при этом в первый и последний день работать запрещено.
Как Пейсах отражается на семейных традициях, почему Тора является книгой на все времена и кто дал миру этику, – рассказал в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград» (https://socklgd.ru/) главный раввин Калининградской области Давид Шведик.

СК: Давид Михайлович, расскажите, пожалуйста, в чём заключается суть праздника Пейсах, и почему он отмечается в течение недели?

Давид Шведик: Пейсах – это праздник исхода евреев из Египта, который произошел 3300 лет назад 15 нисана, и стал их избавлением от рабства. Из Торы мы знаем, как это было –воды Красного моря расступились перед Моисеем, благодаря чему евреям удалось пройти на другой берег, в отличии от армии фараона.
Это произошло на седьмой день, а до этого события результат исхода был неясен, ведь перед египетским войском стояла задача вернуть евреев обратно в рабство. Поэтому Пейсах – это день рождения еврейского народа, которым мы стали после выхода из Египта. В Израиле этот праздник отмечают семь дней, а за его пределами, в диаспорах – на один день дольше.

mt_ignore

СК: Интересно, с чем связана эта разница в один день?

Д.Ш.: Дело в том, что мы руководимы временем и сами назначаем, когда будут праздники, поскольку в месяцах лунного календаря, по которому мы живем, может быть 29 или 30 дней.
И если в Израиле раньше можно было быстро оповестить людей о том, что начался новый месяц, то за его пределами такой возможности не было из-за отсутствия на тот момент современных средств связи. Поэтому, один день добавлялся с расчетом на то, чтобы праздник прошел вовремя.

mt_ignore

СК: Как отмечается Пейсах в еврейских семьях, и насколько важны эти традиции?

Д.Ш.: Традиции очень важны: мы остаемся евреями, потому что у нас есть такой праздник, ведь несмотря на притеснения, евреи всегда воспитывали своих детей так, чтобы они держались за свой народ и свою религию. И передачу традиций от одного поколения другому хорошо показывает пасхальный седер – кульминация этого праздника.
В этом году евреи собираются за столом всей семьей вечером 27 и 28 марта, кушают мацу и горькую зелень, дети задают вопросы, а взрослые передают им традиции. При этом не разрешается употреблять в пищу хамец – еду и напитки на квасной или дрожжевой основе.

mt_ignore

СК: Не мешают ли традиции прогрессу, развитию еврейского народа?

Д.Ш.: Нет, иудаизм только на первый взгляд очень консервативная религия – у нас есть определенное количество заповедей и Тора, вокруг которой все строится. Но, с другой стороны, Тора – это книга на все времена, благодаря которой мы не только вспоминаем прошлое, но и создаем настоящее.
Тора – не «книжка по истории», а инструкция по текущей жизни, с помощью которой мы выходим из определенных границ с каждым поколением, с каждой конкретной семьей. И если греки дали миру эстетику – красоту, то евреи дали ему этику, то есть науку о построении отношений между людьми и о том, как им нужно жить в этом мире.

Константин Бельченко