Инициативы НКО — в жизнь

mt_ignoreОбщественный деятель Карен Суджян о слагаемых успеха проектов некоммерческих организаций в сфере образования

Моя общественная деятельность носит просветительский характер, в частности, она связана с дополнительным образованием школьников. В тесном сотрудничестве с министерством образования Калининградской области, с 2019 года, при грантовой поддержке мне удалось реализовать два проекта по дополнительному обучению русскому языку детей мигрантов. А началось все с того, что от родителей этих детей я узнал о проблемах, с которыми они сталкиваются в школе – сложностях при изучении учебных предметов из-за недостаточного уровня знаний русского языка и по этой же причине трудностях социальной адаптации. При этом нужно учитывать, что услуги репетиторов большинству мигрантов не по карману.

В министерстве образования Калининградской области я изложил проблему и предложил пути ее решения, а именно: разработать методику преподавания русского языка как неродного, учитывая региональные особенности, повысить квалификацию учителей и в итоге организовать в нескольких школах дополнительные уроки по русскому языку для детей мигрантов.
Специалисты регионального министерства всесторонне меня поддержали. Благодаря этому проект зажил - стал развиваться и расширяться. Результатами довольны и дети, и родители, и учителя. Все высказывались за необходимость продолжения этой работы, так как хорошее знание русского - основополагающий навык, как в деле обучения, так и в деле социализации. На сегодняшний день я уверенно могу назвать проект устойчивым, востребованным и эффективным.

К слову, принимая участие в VIII Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования, организованном Минпросвещения России, я обратил внимание, что вопросы обучения детей мигрантов широко не обсуждались. В этой связи обратился к организаторам с просьбой включить в программу следующего совещания тему дополнительного образования именно для детей мигрантов. Убежден, что данная тема важна и актуальна не только для Калининградской области, но и для других регионов страны. Ее обсуждение на федеральной площадке позволило бы профессиональному сообществу обмениваться опытом, обсуждать проблемы, с которыми они сталкиваются в работе.

Я считаю, что для успешной реализации проектов НКО в сфере образования необходимо плотное взаимодействие с региональными министерствами. У некоммерческих организаций достаточно большой потенциал для того, чтобы помогать системе образования решать как острые, ситуационные проблемы обучения и его доступности, например, для детей с особенностями развития, так и более глобальные образовательные и воспитательные задачи в проектах, качественный результат которых рассчитан на длительную перспективу. Прививать традиционные семейные ценности, показывать образцы морали и нравственности, права и поведения, национального единства – все это работа в долгую, и она необходима для формирования полноценной личности, которое приходится на школьный период.

С вопросом о том, нужно ли усиливать сотрудничество между НКО и региональной властью в сфере образования, я обратился к экспертам по всей России. Мнения поступили самые разные. В большинстве своем спикеры сходятся в том, что совместная работа необходима, подкрепляя свою позицию личными наработками.

Александр Аверин, первый проректор по внешним образовательным программам АНО ДПО "Академия ПСБ", Москва
- Сегодняшняя миссия НКО как никогда стала еще более актуальной, а их вклад в развитие и благополучие российского общества остается важным, особенно сейчас, когда стоит вопрос в укреплении чувства гражданства, развития гражданского общества.
Взаимодействие между НКО и региональными министерствами образования, городскими отделами образования необходимо поддерживать, в первую очередь, в сфере реализации совместных волонтерских проектов. В текущих условиях растущих социально-экономических и политических рисков волонтерство поможет снизить социальную напряженность, взяв на себя функции, с которыми государство и коммерческий сектор по каким-либо причинам не могут справиться.
На мой взгляд, НКО могут помочь школьникам развивать специальные навыки и профессиональную квалификацию в области волонтерской деятельности, так как добровольчество можно рассматривать не только как средство помощи другим, но и как форму неформального и формального обучения для всех, включая молодых людей, которые решают заняться этим социально значимым делом.

Вовлечение школьников в добровольческие проекты НКО приводит к осмыслению и осознанию общечеловеческих ценностей, а также к передаче социального опыта и достижений общества в целом.
Кроме того, НКО в образовании могли бы реализовывать проекты в области базовых компетенций в различных сферах. Например, остро стоит проблема цифровых компетенций школьников, которые после выпуска приходят в университеты с плохими навыками владения программными продуктами наподобие пакета Microsoft Office. Еще одним направлением развития навыков школьников может стать кибербезопасность — чтобы школьники умели защищать свои персональные данные на просторах интернета. Опрометчиво указывая личные данные на различных сайтах, они подвергают себя киберугрозам. Финансовая грамотность — также актуальная тема для школьников. От ее уровня зависит способность принимать осознанные и обдуманные решения в управлении личными финансами в будущем. Такие социальные проекты возлагаются на НКО и в данном направлении они достаточно эффективны.

Ива Аврорина, руководитель КБФ «Катрен» и со-основатель проекта «Школа перемен» (совместно с онлайн-школой Skysmart)
- Усиливать взаимодействие между НКО и региональными министерствами образования, городскими отделами образования нужно. Там, где НКО работают в продуктивном сотрудничестве с региональными минобрами и городскими отделами образования, у социальных инклюзивных проектов ресурсов и возможностей значительно больше. Далеко не у всех школ есть возможности обеспечивать индивидуальный образовательный трек детям, которые требуют отдельного подхода в силу разных причин. Как показало наше исследование, часто общество отворачивается от них, но у НКО есть знания, опыт и партнеры, с которыми можно выстроить систему по социализации и образовательной поддержке ребенка и его семьи. 

Карина Ивченко, президент межрегиональной общественной организации "Мусора.Больше.Нет", Санкт-Петербург
- Наша организация занимается экологическим просвещением более 6 лет. Для школьников мы проводим уроки, викторины, выставки, квесты. Реализуем мероприятия на средства от Фонда президентских грантов, от бизнес-компаний и пожертвований физлиц. Несколько раз мы пытались наладить отношения с отделом образования в Петербурге, просили просто сделать рассылку по директорам/учителям о сборе заявок на уроки, о проведении выставки и квеста, но успеха не имели. Отдел образования отправлял нас в отдел просвещения, так как экоуроки не относятся к образовательным программам, а у нас нет образовательной лицензии. Отдел просвещения не помог с распространением. Случаи были пару лет назад, после этого я оставила попытки взаимодействовать, так как мы справляемся своими силами. Уроки заказывают родители или учителя, зовут нас на классный час. Проходить сложную процедуру согласования с чиновниками не нужно, выигрывают обе стороны. По этой причине я не сильно горю идеей сотрудничества, потому что от нас начнут требовать лицензию, 100 страниц методических материалов, корочки преподавателей у волонтёров. У нас нет на это ни денег, ни желания оформлять.

Дмитрий Орлов, основатель социального проекта "Безопасное детство"
- Вопрос напрямую связан с грядущими общественными трансформациями. По всей видимости, весь сектор НКО будет поглощен государством ввиду того, что его финансирование будет только государственным. На смену классическим НКО, скорее всего, придут неформальные сообщества, объединяющие истинно идейных людей. Остальные станут частями крупных государственных проектов, вот например "Большая перемена" прямо создается для поглощения более мелких практик, это при том, что уже существуют и Юнармия и Российское движение школьников, которые тоже поглотили часть НКО. Мне ближе сфера безопасности детей, направления связанные с антибуллингом, созданием безопасной детской среды, обучения детей навыкам безопасного поведения. Опыт взаимодействия с региональным министерством у меня негативный. Я делаю вывод, что региональные НКО не выживут или будут поглощены.

Юлия Загитова, медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по развитию региональной журналистики, основатель коммуникационного агентства Breaking Trends.
- Безусловно, нужно усиливать взаимодействие между НКО и региональными министерствами образования. Я бы рекомендовала делать это с помощью привлечения федеральных экспертов, которые востребованы в регионах и могут оказать помощь в решении различных вопросов.
Что касается помощи от НКО школьникам, это могут быть достаточно разноплановые направления. Огромное количество НКО, которые оказывают психологическую поддержку и помощь. Есть НКО, которые работают с исторической памятью, занимаются интересными видами спорта, помогают повышать уровень грамотности и изучать иностранные языки.

Еще раз убеждаюсь, что инициативных людей, профессиональных общественников, которые готовы создавать и развивать свои проекты, много. Чтобы решать серьезные проблемы в образовании, успевать реагировать на вызовы времени нужен обоюдный интерес и желание сотрудничать как со стороны НКО, так и со стороны региональных минобров и мунициавльных отделов образования.

Карен Суджян