Где искать справедливость?

mt_ignoreКак калининградцы могут обжаловать действия микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации (МФО) давно находятся под контролем ЦБ РФ и ведут легальную деятельность. Однако до сих пор бывают случаи нарушения. Особенно это касается ситуаций, когда у клиента займ с задолженностями. В данной статье разберем что делать, если это случилось с вами.
Если заемщик решил взять микрозайм и понял, что его права ущемляются, можно написать жалобу — есть как минимум пять адресатов, которые помогут решить проблему.

В каких случаях можно пожаловаться на МФО
Клиент микрофинансовой организации может смело подавать жалобу, если он столкнулся с любым нарушением из этого списка:
● Нарушение условий договора. Например, кредитор установил больший процент, чем это прописано в соглашении
● Незаконные комиссии
● Запрет досрочного погашения
● Включение в договор положений, которые противоречат закону
● Передача личных данных третьим лицам
● Звонки с угрозами
● Появление долга после оплаты ссуды
● Навязывание дополнительных услуг
● Изменение условий договора в одностороннем порядке после подписания
● Оформление микрозайма с обеспечением залога без ведома клиента
● Годовая процентная ставка превышает 292%

Куда подать жалобу на МФО
Менее популярными способами являются обращения в СРО, прокуратуру и службу финансового омбудсмена. Перед тем как обращаться в какую-либо организацию, нужно связаться с ней по телефону и уточнить форму и подачу жалобы. Если сразу все сделать правильно, повысятся шансы на быстрое рассмотрение.

Центробанк РФ
Рынок микрозаймов регулирует Центробанк РФ. Жалобу в ЦБ РФ обычно подают на сайте регулятора.
Можно также:
● Отправить письмо по Почте России на адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России
● Написать жалобу при личном посещении Управления ЦБ в своем городе
● Позвонить на телефон доверия: 8 (800) 250-48-83

В Центробанк жалуются в следующих ситуациях:
● У МФО нет разрешения на выдачу займов
● Слишком большие проценты (более 0,8% в день)
● Данные о выплаченном займе не зафиксированы в КИ
● Личная информация передана другим лицам
● Штрафы и пени превысили допустимую сумму (общая стоимость займа не может быть больше 2,5 кратного размера займа)
● Обнаружены скрытые комиссии по текущему договору
● Условия договора изменились в одностороннем порядке без ведома клиента
При наличии серьезных нарушений Центробанк может отобрать у МФО лицензию. Если компания вела деятельность нелегально, регулятор поможет подать документы в суд.

Роспотребнадзор
Выдача займов — это услуга. Организация, которая ее предоставляет, должна соблюдать права потребителей. Если они не соблюдаются, можно написать жалобу в Роспотребнадзор. Например, основанием для обращения в эту инстанцию станет нарушение условий действующего договора.

Обращение с жалобой можно направить несколькими способами:
● Принести лично в управление
● Передать с курьером
● Отправить заказным письмом по почте
● Подать претензию онлайн на сайте Роспотребназдора

Саморегулируемые организации
Если МФО входит в Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР»), можно пожаловаться на нее в эту саморегулируемую организацию. Это можно сделать несколькими способами:
● Почтовым отправлением на адрес: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д.5, стр.2, подъезд 1, этаж 5, офисы 538 и 540
● По телефонному номеру 8 (800) 775-27-55

Прокуратура
Эта организация устанавливает нарушения законодательства с помощью проверок. Если будут выявлены признаки преступления, прокуратура возбудит уголовное дело. Обращение можно направить несколькими способами:
● Через интернет-приемную
● Письмом по почте
● При личном посещении

Финансовый омбудсмен
С сентября 2018 года в РФ начал действовать закон о финансовом омбудсмене. Этот инструмент создан для решения конфликтов граждан с кредитными организациями, в том числе МФО.

Когда жалобы не помогут
Получить помощь после жалобы на МФО можно не всегда. Например, бесполезно жаловаться, если сотрудники компании-кредитора звонят по просроченному долгу. Они имеют на это право, если делают это в рамках закона (не звонят в ночное время, не беспокоят работодателя и родственников, не угрожают).

Также бесполезно подавать жалобу, если долг передан коллекторам и этот пункт был заранее прописан в договоре. Нецелесообразно писать жалобы на условия договора, которые не устраивают заемщика. Если заемщик подписал документ, это значит, что он автоматически согласился со всеми его пунктами.

Чтобы не пришлось жаловаться на МФО, рекомендуется тщательно выбирать кредитора:
● Найти его в официальном реестре регулятора
● Посмотреть отзывы реальных заемщиков
● Познакомиться с рейтингами МФО
● Внимательно читать условия договора