Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Сегодня: 15.07.25  |  
78,1682
91,9667

mt_ignore

Иероглифы печати

mt_ignoreМастер-класс по китайской каллиграфии организовало АНО «Социальный Калининград»

В честь Петра и Павла

mt_ignoreВ храме святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в посёлке им. А. Космодемьянского отметили праздник в честь свв. апостолов 

Семья, любовь и верность

mt_ignoreПрестольный праздник храма в честь святых благоверных князей Петра и Февронии отметили в Калининграде

«Кои» - значит «любовь»

mt_ignoreМастер-класс по изготовлению коллажных картин с изображением японских рыб провело АНО «Социальный Калининград»

Субсидии для НКО

mt_ignore

Объявлен конкурсный отбор на предоставление субсидий национально-культурным автономиям и иным некоммерческим организациям

Молодым и креативным

mt_ignoreИдет прием заявок на участие в отборе на предоставление грантов на реализацию социальных проектов в сфере молодежной политики

Во время летних каникул

mt_ignoreАНО «Социальный Калининград» проводит образовательные мероприятия для школьников в летних лагерях

«СМИротворец-2025»

mt_ignoreПринимаются заявки на участие во Всероссийском конкурсе СМИ на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений

«Любовь и дружба»

mt_ignoreФестиваль финно-угорский культуры прошел в Калининграде

«Памаш» по-марийски – «Родник»

mt_ignoreПрезентация нового национально-культурного сообщества прошла в Калининграде

Четыре дня классики

mt_ignoreВ Калининградской области завершился V фестиваль классической музыки «Кантата»

«Быть образцом для верных»

mt_ignoreСостоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в К алининградскую область

«Царские дни»

mt_ignoreВ Калининградском областном историко-художественном музее, в рамках «Царских дней» открылась выставка, посвященная императору Александру I

Благодать Святого Духа

mt_ignoreДень Святого Духа отметили в Троицком храме посёлка Взморье Калининградской области

Жить по правде Божией

mt_ignoreПраздник Святой Троицы отметили в Сретенском храме Калининграда

В память Александра Первого

mt_ignoreВ Калининградской области прошли «Царские дни», посвящённые 200-летию памяти императора Александра Благословенного

Сила Божия творит чудеса

mt_ignoreПрестольный праздник храма в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены отметили на улице Левитана

Ура, лето!!!

mt_ignoreС Международным днем защиты детей поздравили юных жителей Калинниградской области сотрудники калининградской транспортной полиции 

С первым лучом солнца

mt_ignoreНациональный якутский праздник Ысыах отметили в Калининградской области

«Уступи дорогу поездам»

mt_ignoreСотрудники калининградской транспортной полиции провели мероприятие  по безопасному поведению на железной дороге

Путь на Небеса

mt_ignoreВ Крестовоздвиженском соборе Калининграда отметили праздник Вознесения Господня

Культурный код России

mt_ignoreДля семей Калининградской области открылась регистрация на конкурс «Это у нас семейное»

«Современная этника»

mt_ignoreФиналисты Всероссийского музыкального конкурса «Звук Евразии-2025» готовятся к приезду в Москву 

Ушу – дело семейное

mt_ignoreКак боевое искусство помогло создать семью, а семья основала коллектив ушу в Калининграде

В этом году коллектив ушу, действующий на базе Дворца творчества детей и молодежи города Калининграда, отметил 15-летний юбилей. Его руководители – тренеры высшей категории и педагоги дополнительного образования, супружеская пара Павел Михайлович и Светлана Викторовна Ляшенко, практически с нуля создали в регионе систему подготовки детей по данному виду спорта и интегрировали её в общероссийскую, что дало возможность калининградским спортсменам участвовать в официальных соревнованиях и получать спортивные разряды.
Чем ушу может помочь в жизни, чему кроме спортивного мастерства родители просят тренера научить ребёнка, почему работать с детьми стало сложнее, и какой вид искусства помогает формировать наставничество в коллективе – П.М. Ляшенко и С.В. Ляшенко рассказали в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград».

«Социальный Калининград»: Здравствуйте, Павел Михайлович и Светлана Викторовна! В этом году возглавляемый вами коллектив ушу отметил 15-летие деятельности. Давайте вернёмся в «точку отсчёта» – с чего началось его создание? Готовили ли до этого в Калининградской области спортсменов по данному направлению?

Павел Михайлович: Мы приехали в Калининград из Киргизии в октябре 2008 года, и уже с 1 ноября приступили к тренировкам первой набранной группы детей во Дворце творчества детей и молодежи.
На тот момент ситуация с подготовкой спортсменов по данному направлению была своеобразной: существовала официальная организация, которая готовила детей, но за пределами Калининградской области дети участвовали только в «нелегитимных» соревнованиях – то есть, не включённых в общероссийскую систему. Мы подняли вопрос, почему, и выяснили, что так было легче добиться наград. Награждали всех, кто приезжал, однако полученные детьми многочисленные медали нигде не котировались.

mt_ignore
Оценив ситуацию, мы пошли по пути создания собственных организаций: весной 2009 было создано общественное учреждение «Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области», которое вошло в состав Федерации шаолиньских боевых искусств (ФШБИ), а в 2011 году – калининградское региональное спортивное общественное объединение (КРСОО) «Федерация ушу», которое с 2015 года является аккредитованным подразделением Федерации ушу России.
Это дало нам возможность создать площадку для профессионального роста детей, открыло путь к участию калининградских спортсменов в официальных соревнованиях и позволило присваивать им спортивные разряды в соответствии с общероссийской системой.

«СК»: Где, у каких мастеров и каким стилям обучались ушу вы сами?

П.М.: В Киргизии, где мы жили до 2008 года, всегда проживало много переселенцев из Китая – в основном это дунгане (хуэйцзу) – синоязычный мусульманский народ. Так сложилось, что я попал в среду, где дунгане преподавали ушу и стал заниматься у них с 1982 года, учась в 7 классе, а уже в 1986-м сам начал тренировать. Из-за территориальной оторванности от Китая дунгане в течение длительного периода не знали современных стилей и преподавали в основном дореволюционное ушу. Но в 1989 году из Китая в эту страну приехали аттестованные тренеры, стали проводить семинары, что заложило там основы современного ушу.
За всю жизнь я не учился ушу у европейцев – только у азиатов и непосредственно у носителей боевого искусства. Определив для себя специализацию на стилях шаолиньского ушу (шаолиньцюань), в дальнейшем я проходил курсы повышения квалификации в шаолиньских школах Китая, в том числе, школе Ши Дэ Яна.

mt_ignore
Светлана Викторовна: А я – ученица Павла Михайловича! Он – мой первый учитель, который заложил основы техники ушу. Я пришла к нему на тренировку, так и состоялось наше знакомство. И вот мы вместе уже 33 года.
На протяжении пяти лет я изучала шаолиньское направление, а потом стала практиковать тайцзицюань. Выбрав специализацию школы Чень, занималась под руководством Лян Чанчжина, проходила курсы повышения квалификации в Пекине и Дэнфэне.

«СК»: На какое образование «легло» ушу?

С.В.: Я закончила Киргизский государственный институт физической культуры по специальности «легкая атлетика», затем прошла переквалификацию на спортивные единоборства. Имея два диплома – тренера и преподавателя физкультуры, я какое-то время работала и учителем физкультуры в школе, и инструктором по ушу.

П.М.: У меня было всё несколько хуже: я закончил институт в 1992 году – в период развала Советского союза, по специальности «физика», и получил так называемый свободный диплом. Почти не работал по этой специальности, перешёл на ушу – преподавал, проходил переобучение, в дальнейшем получил второй диплом в области физической культуры.

mt_ignore

«СК»: Когда супруги работают вместе в одной организации – это грандиозная взаимная поддержка. Но ведь порой сложно избежать разногласий по рабочим вопросам, а порой и просто… выдержать друг друга! Бывает ли у вас такое? Как решаете проблемы?

С.В.: Мы как-то даже не задумывались над этим… Конечно, иногда небольшие разногласия случаются, но серьезных, принципиальных – не было.

П.М.: Делая общее дело, мы работаем по разным направлениям: Светлана Викторовна готовит начальные группы и группы тайцзицюань, я работаю с детьми по направлению шаолиньцюань. В каких-то ситуациях, например, когда один из нас едет с детьми на соревнования, другой может его подменить, при этом мы чётко придерживаемся этических норм по отношению к работе друг друга. Возможно, такой подход и помогает нам работать «мирно».

mt_ignore

«СК»: Названные два направления обучения детей ушу основаны на ваших авторских программах?

С.В.: Да. И надо сказать, что именно мы первыми во Дворце творчества детей и молодежи написали авторскую программу дополнительного образования. На сегодняшний день все программы соответствуют стандартам Федерации ушу России, что подтверждено соответствующими лицензиями.
Ушу – это высококоординационный вид спорта, который способствует формированию целостной личности. Обучаясь ушу, спортсмены овладевают методиками рукопашного боя с оружием и без него, а также техникой спортивной акробатики. Ушу – это не только спорт, но и искусство: достаточно вспомнить китайскую оперу, в которой используются приёмы театрального ушу.

mt_ignore

«СК»: Вы работаете не как спортивная школа, а как общественная организация, являетесь одновременно тренерами и педагогами дополнительного образования. Все ли необходимые условия для работы даёт такой формат?

П.М.: И да, и нет. С одной стороны, в нашем распоряжении есть необходимые для занятий залы, включая акробатический (спортивная акробатика является частью обучения ушу – прим. ред.). Есть необходимое снаряжение – часть его мы привезли с собой ещё из Киргизии, остальное пополняем по мере возможностей.
С другой стороны, периодически посещая Московский дворец ушу (как и Дворец творчества, это муниципальное учреждение), мы видим огромную разницу между условиями для занятий, и осознаем, что наши дети добиваются высоких результатов фактически «на голом полу» – у нас нет специального ковра для занятий, нет возможности его приобрести, да и нет места, где его можно было бы использовать.

mt_ignore

«СК»: Ваш опыт тренерской работы – почти 30 лет. Какие изменения вы наблюдали за это время в детях, в их приоритетах, стремлениях? Сложнее или проще сегодня воспитать спортсмена, чем раньше?

П.М.: Работать становится всё сложнее. Ухудшаются общефизические показатели здоровья детей, сами дети становятся более избалованными, «тепличными», менее дисциплинированными. К примеру, раньше мы увеличивали количество тренировочных часов в период школьных каникул, и это ни у кого не вызывало сопротивления, а сейчас сложно вообще кого-то заставить прийти – установка такова, что дети на каникулах должны только отдыхать! Родители, особенно молодые, все чаще выставляют в числе приоритетов комфорт и отдых ребенка, а ведь тренировки – это в первую очередь труд, работа, дисциплина.

mt_ignore

Стал распространён и подход, когда ребенку едва не понравилось что-то – родитель сразу принимает решение перейти в другую секцию. В результате к старшим классам нередко складывается ситуация, что ребенок позанимался ушу, танцами, скалолазанием и чем-то ещё, но ни в одной сфере не добился значимых результатов.
Родители всегда должны задать вопрос – чего они хотят от детей? Если чтобы ребенок просто попрыгал, повеселился, потратил время и не попал при этом в плохую компанию – то вполне можно ходить из секции в секцию на протяжении 10 лет. Но если есть установка, чтобы он научился работать и чего-то добиваться – надо заниматься чем-то одним.

mt_ignore

Тренировка по ушу – это колоссальный труд: наработка техники, монотонное повторение одного и тоже же, физически и морально трудная работа. Но именно это и вырабатывает тот самый внутренний стержень, который позволяет человеку поставить цель и достигать её той работоспособностью, которая в нём заложена. Если же этот стержень не сформирован, ребенок будет и во взрослой жизни бегать от трудностей – вместо того, чтобы преодолевать их. Предположим, он придёт на работу, где на него накричит начальник – он из-за этого, что – примет решение уйти с работы? Ребенок должен понимать, что мир вокруг него крутиться не будет, и чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много работать уже сейчас.

mt_ignore

С.В.: Работая с младшими группами – детьми от 5 лет, я постоянно слышу от родителей фразу: «Мы знаем, что у вас дисциплина и порядок. Приучите нашего ребенка к этому, нам это очень нужно, вы – наша последняя надежда, мы уже не можем». Но позвольте… Я ведь не исправительное учреждение! Тренер может поддерживать воспитание, которое даётся ребёнку в семье, но не может и не должен заменять его!

Быть послушными, честными, пунктуальными, прилежными, организованными и ответственными дети должны учиться в семье, а наша задача – обучить их избранному виду спорта. Хорошо, если родители это понимают и находятся с нами на одной волне – беседуют с ребенком, объясняют, что нельзя, к примеру, баловаться на тренировке, а мы потом это закрепляем на практике. Но так бывает, к сожалению, не всегда: есть случаи, когда родители ребенку всё позволяют, но потом сами же не могут справиться с результатом такого подхода к воспитанию.

mt_ignore

Был период, когда мы каждый год составом 50-60 человек выезжали в летний лагерь «Олимп». И вот там дети «раскрывались» по полной: выяснялось, что многие не умеют самостоятельно мыться, чистить зубы, заправлять кровать, подметать, складывать вещи – не умеют вообще ничего! Зато, когда они возвращались домой, родители были в восхищении – ребенок встал, заправил постель, сам почистил зубы! Жаль, что потом эти навыки терялись и в следующую смену надо было начинать заново…

«СК»: Чтобы начать заниматься спортом, важна мотивация. С какими мотивами сейчас дети приходят в ушу? Как поддерживать интерес к занятиям, кто и как должен это делать?

С.В.: Дети приходят с самой разной мотиваций – кто-то хочет добиться успехов, кому-то нужно общение, кто-то хочет похудеть, у кого-то просто много свободного времени. Бывает и так, что ребенок ничем не мотивирован, его просто привели родители, которые хотят, чтобы он занимался, ещё и просят тренера: заинтересуйте его вашим видом спорта. Но скажите, как я должна это сделать? Мне взлететь, пробежать по стенам?..
Поддерживать интерес к спорту нужно опять же в семье. Это можно делать, например, путём совместного просмотра фильмов, соревнований, в процессе общения ребенка и родителей.

mt_ignore

П.М.: Раньше одним из мотивов пойти заниматься ушу у детей было желание научиться красиво драться – как Брюс Ли, Джет Ли или Джеки Чан. Но для современных детей эти герои уже не авторитетны. Да и драки – такие как были раньше, например, школа на школу – давно не в моде. Отношения между детьми стали более «комфортными», в них изначально заложено, что друг друга нельзя обижать или бить.

mt_ignore

«СК»: Допустим, ребенок давно занимается и делает успехи, а родители принимают решение о его уходе из секции. Делаете ли в этом случае что-то, чтобы изменить ситуацию?

С.В.: Мы разговариваем с родителями только в тех случаях, когда у ребенка действительно большой потенциал и мы в нём очень сильно заинтересованы. Но практика показывает, что в большинстве случаев это бесполезно – решение уже принято и мы на него повлиять никак не можем. В таких детей вкладывается много сил, и когда они уходят, нам обидно. А порой даже больно.

mt_ignore

«СК»: Вы работаете со спортсменами до 18 лет. Куда может пойти ребенок, а точнее, уже почти взрослый человек, после этого, где применить полученный опыт и знания?

С.В.: Он может пойти учиться на тренера по ушу в физкультурный институт. Занимаясь у нас, дети получают официальные спортивные разряды от третьего юношеского до кандидата в мастера спорта (КМС), что даёт возможность поступления в вуз.
Более короткий путь – по окончании обучения у нас спортсмен может получить аттестацию на 2-й дуань по программе Федерации ушу России, и пойти работать инструктором по ушу.

mt_ignore

«СК»: Прошедший в конце мая юбилей коллектива ушу был отмечен масштабным мероприятием, с показательными выступлениями и концертными номерами. И многие зрители были удивлены, узнав, что часть этих номеров ставили не педагоги, а старшие дети. Как вы создаете и поддерживаете систему наставничества?

С.В.: Эта традиция идёт из выездных лагерей. В упомянутом выше лагере «Олимп» мы организовывали не только спортивные сборы в формате трёх тренировок в день, но и культурную программу – эстафеты, командные игры, танцевальные баттлы, а также танцевальные номера для финального концерта. В какой-то момент мы поняли, что физически невозможно быть с детьми целый день и ещё и самим ставить танцы. И это взяли на себя старшие дети: они выбирали танец, разучивали его сами и затем учили других детей.

Подход не только показал тебя продуктивно, но оказался очень полезным для участия детей в соревнованиях. Ведь танцуя, дети раскрепощаются, улучшают свои двигательные навыки, привыкают выступать публично, и перестают «бояться ковра». А это позволяет избежать катастрофических ситуаций на соревнованиях, когда хорошо подготовленный ребенок из-за волнения забывает всё, чему его учили, и проигрывает.

mt_ignore

«СК»: Все ли старшие готовы становиться наставниками для младших, и делают ли это с удовольствием?

П.М.: Наставничество не обсуждается, но при этом мы не заставляем одного ребенка становиться наставником для другого. Обычно начинаем с того, что спрашиваем, кто хочет взяться за то или иное направление, потом из числа изъявивших желание оцениваем, кто может это сделать. Если речь идёт о танце, назначаются ответственные за его постановку, танец утверждается с тренером, который в процессе репетиций проверяет, как идет обучение. Дети, которые хорошо проявляют себя в качестве наставников, по итогам проведённой работы получают денежные призы или награды.

mt_ignore

«СК»: Итак, на сегодняшний день пройден 15-летний рубеж коллектива ушу. Какие планы на будущее?

С.В.: Глобальные планы в условиях современных реалий строить сложно. Поэтому план у нас один – продолжать обучать детей ушу, участвовать в соревнованиях. Одним словом, жить и работать дальше.

Беседовала Галина Музлова
Фото предоставлено П.М. и С.В. Ляшенко

 

 

 

 

   mt_ignore  

День меда

mt_ignore19 июля на территории Визит-центра национального парка «Куршская коса» пройдет ежегодный праздник

За благоустройство

mt_ignoreДо 7 июля жители Калининградской области могут проголосовать за благоустройство региона

«Лето с книгой – 2025»

mt_ignoreС 1 по 4 июля фестиваль детского чтения пройдет в Калининградской области

«Дворовый тренер»

mt_ignoreБесплатные тренировки на спортивных площадках для всех желающих проходят в Калининграде

#МЫВМЕСТЕ 2025

 mt_ignore7 июня фестиваль добровольчества пройдет в Калининграде 

«‎Забег в лето»

mt_ignore31 мая в Калининиграде пройдет благотворительный забег

Ысыах 2025

mt_ignore31 мая национальный праздник народа Саха (якутов) отметят в Калининграде

«Социальный рупор»

mt_ignore16 мая в Калининграде начнется образовательная программа для начинающих предпринимателей и физических лиц по социальному предпринимательству

К 80-летию Победы

mt_ignoreБолее 20 мероприятий, посвященных 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне,  пройдут в Калининграде 

«Свои герои»

mt_ignore26 апреля в Калининграде пройдёт Всероссийская просветительская акция «Библионочь – 2025»

«Мамина кухня»

mt_ignoreБлаготворительная акция по сбору средств на оснащение буфета для пациентов детского хосписа проходит в  Калининграде

«Монетная неделя»

mt_ignoreДо 19 апреля Банк России проводит акцию по обмену монет на банкноты

К 80-летию штурма

mt_ignore9 и 10 апреля  в  Калининграде пройдут мероприятия, посвященные взятию города-крепости Кёнигсберга

«Красная гвоздика»

mt_ignoreС 10 апреля по 22 июня жители Калининградской области могут стать участниками Всероссийской благотворительной акции помощи ветеранам

«История с продолжением»

mt_ignoreС 24 по 30 марта мероприятия, посвященные Неделе детской книги, пройдут в Калининграде

На благоустройство

mt_ignoreДо 20 апреля в Калининграде проходит месячник благоустройства городских территорий 

«Память победных лет»

mt_ignoreДо 6 апреля библиотека им. А.П. Чехова совместно с историко-художественным музеем проводят историческую викторину

«Из жизни женщины»

mt_ignore5 марта в библиотеке имени А.П. Чехова состоится тематичекая весенняя встреча

«Море по колено»

mt_ignore1 и 2 марта 2025 года благотворительный фестиваль  пройдёт в Калининграде 

Консультации юриста

mt_ignore15 марта в Калининраде пройдут бесплатные юридические консультации