Сегодня: 18.10.24  |  
96,0686
105,1095

mt_ignore

«Родителям нужно подавать добрый пример детям»

mt_ignoreВ храме святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Калининграде прошел престольный праздник.

Молодёжь и служение

mt_ignoreВ Кафедральном соборе Христа Спасителя прошел двухдневный образовательный семинар по работе Русской Православной Церкви с молодежью

Высоцкий, Лановой и Маринеско

mt_ignoreВ Калининграде планируется к открытию выставка картин художника из Санкт-Петербурга Анатолия Черных

Неудобный соперник

mt_ignoreВ 13-м туре первенства Первой лиги по футболу калининградская «Балтика» сыграла вничью 0:0 с «Нефтехимиком»

Четвертая волна

mt_ignoreОбъявлен прием заявок на участие в конкурсе  четвертой волны на получение гранта в рамках проекта «Балтийское долголетие»

Мудрость, чистота и красота

mt_ignoreКонцерт экспериментального фольклорного ансамбля «Летавица» прошел в Калининграде

Праздник трёх добродетелей

mt_ignoreВ храме в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Багратионовске прошел престольный праздник

Гранты для соцпредпринимателей

mt_ignoreПринимаются заявки на участие в конкурсе среди субъектов МСП на право получения в 2024 году грантов в форме субсидий социальными предприятиями или молодыми предпринимателями

«Нести нам свой крест безропотно»

mt_ignoreВ Крестовоздвиженском соборе на Октябрьском острове Калининграда отметили престольный праздник

На равных с лидером

mt_ignoreВ матче 11-го тура в первой лиге первенства России по футболу калининградская «Балтика» сыграла вничью 0:0 с тульским «Арсеналом»

«Пульс жизни»

mt_ignoreЗанятие по танцевально-двигательной терапии прошло в рамках проекта по содействию активному образу жизни и культурной занятости пожилых людей 

«Библиокемп–2024»

mt_ignoreС 17 по 19 сентября в ЦГБ им. А.П. Чехова Калининграда прошла «Образовательная программа Библиокемп–2024» для библиотекарей, реализуемая Петербургским библиотечным обществом

«Никто кроме нас»

mt_ignoreXVI ежегодные военно-спортивные казачьи игры «Шермиции-2024» прошли в Калининградской области

«ШУМ» 2024

mt_ignoreИдет приём заявок на Всероссийскую молодёжную премию в сфере медиа и журналистики 

«Социальному Калининграду» – 10 лет: все только продолжается!

mt_ignoreДорогие друзья и уважаемые коллеги!
Ровно 10 лет назад наше интернет-издание «Социальный Калининград» начало свою работу. 

Подряд - Третья!

mt_ignoreВ домашнем матче 1-й лиги первенства России по футболу калининградская «Балтика» со счётом 2:1 обыграла ФК «Тюмень».

Мы знаем, зачем это нужно!

mt_ignoreПринимаются творческие работы на участие в областном семейном конкурсе «Финансовая грамотность в моей семье: мы знаем, зачем это нужно»!

ФПГ I /2025

mt_ignoreПринимаются заявки от  некоммерческих организаций на участие в первом конкурсе президентских грантов 2025 года

1 сентября

mt_ignoreВ Сретенском храме, как и других храмах Калининграда по традиции на День знаний прошел молебен на начало учения

Крестный ход у Бальги

mt_ignoreВ традиционном Успенском крестном ходе приняли участие более тысячи человек

Успение на «острове»

mt_ignoreВ Крестовоздвиженском соборе отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы

Ушу – дело семейное

mt_ignoreКак боевое искусство помогло создать семью, а семья основала коллектив ушу в Калининграде

В этом году коллектив ушу, действующий на базе Дворца творчества детей и молодежи города Калининграда, отметил 15-летний юбилей. Его руководители – тренеры высшей категории и педагоги дополнительного образования, супружеская пара Павел Михайлович и Светлана Викторовна Ляшенко, практически с нуля создали в регионе систему подготовки детей по данному виду спорта и интегрировали её в общероссийскую, что дало возможность калининградским спортсменам участвовать в официальных соревнованиях и получать спортивные разряды.
Чем ушу может помочь в жизни, чему кроме спортивного мастерства родители просят тренера научить ребёнка, почему работать с детьми стало сложнее, и какой вид искусства помогает формировать наставничество в коллективе – П.М. Ляшенко и С.В. Ляшенко рассказали в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград».

«Социальный Калининград»: Здравствуйте, Павел Михайлович и Светлана Викторовна! В этом году возглавляемый вами коллектив ушу отметил 15-летие деятельности. Давайте вернёмся в «точку отсчёта» – с чего началось его создание? Готовили ли до этого в Калининградской области спортсменов по данному направлению?

Павел Михайлович: Мы приехали в Калининград из Киргизии в октябре 2008 года, и уже с 1 ноября приступили к тренировкам первой набранной группы детей во Дворце творчества детей и молодежи.
На тот момент ситуация с подготовкой спортсменов по данному направлению была своеобразной: существовала официальная организация, которая готовила детей, но за пределами Калининградской области дети участвовали только в «нелегитимных» соревнованиях – то есть, не включённых в общероссийскую систему. Мы подняли вопрос, почему, и выяснили, что так было легче добиться наград. Награждали всех, кто приезжал, однако полученные детьми многочисленные медали нигде не котировались.

mt_ignore
Оценив ситуацию, мы пошли по пути создания собственных организаций: весной 2009 было создано общественное учреждение «Балтийская федерация спортивного ушу и традиционного гунфу по Калининградской области», которое вошло в состав Федерации шаолиньских боевых искусств (ФШБИ), а в 2011 году – калининградское региональное спортивное общественное объединение (КРСОО) «Федерация ушу», которое с 2015 года является аккредитованным подразделением Федерации ушу России.
Это дало нам возможность создать площадку для профессионального роста детей, открыло путь к участию калининградских спортсменов в официальных соревнованиях и позволило присваивать им спортивные разряды в соответствии с общероссийской системой.

«СК»: Где, у каких мастеров и каким стилям обучались ушу вы сами?

П.М.: В Киргизии, где мы жили до 2008 года, всегда проживало много переселенцев из Китая – в основном это дунгане (хуэйцзу) – синоязычный мусульманский народ. Так сложилось, что я попал в среду, где дунгане преподавали ушу и стал заниматься у них с 1982 года, учась в 7 классе, а уже в 1986-м сам начал тренировать. Из-за территориальной оторванности от Китая дунгане в течение длительного периода не знали современных стилей и преподавали в основном дореволюционное ушу. Но в 1989 году из Китая в эту страну приехали аттестованные тренеры, стали проводить семинары, что заложило там основы современного ушу.
За всю жизнь я не учился ушу у европейцев – только у азиатов и непосредственно у носителей боевого искусства. Определив для себя специализацию на стилях шаолиньского ушу (шаолиньцюань), в дальнейшем я проходил курсы повышения квалификации в шаолиньских школах Китая, в том числе, школе Ши Дэ Яна.

mt_ignore
Светлана Викторовна: А я – ученица Павла Михайловича! Он – мой первый учитель, который заложил основы техники ушу. Я пришла к нему на тренировку, так и состоялось наше знакомство. И вот мы вместе уже 33 года.
На протяжении пяти лет я изучала шаолиньское направление, а потом стала практиковать тайцзицюань. Выбрав специализацию школы Чень, занималась под руководством Лян Чанчжина, проходила курсы повышения квалификации в Пекине и Дэнфэне.

«СК»: На какое образование «легло» ушу?

С.В.: Я закончила Киргизский государственный институт физической культуры по специальности «легкая атлетика», затем прошла переквалификацию на спортивные единоборства. Имея два диплома – тренера и преподавателя физкультуры, я какое-то время работала и учителем физкультуры в школе, и инструктором по ушу.

П.М.: У меня было всё несколько хуже: я закончил институт в 1992 году – в период развала Советского союза, по специальности «физика», и получил так называемый свободный диплом. Почти не работал по этой специальности, перешёл на ушу – преподавал, проходил переобучение, в дальнейшем получил второй диплом в области физической культуры.

mt_ignore

«СК»: Когда супруги работают вместе в одной организации – это грандиозная взаимная поддержка. Но ведь порой сложно избежать разногласий по рабочим вопросам, а порой и просто… выдержать друг друга! Бывает ли у вас такое? Как решаете проблемы?

С.В.: Мы как-то даже не задумывались над этим… Конечно, иногда небольшие разногласия случаются, но серьезных, принципиальных – не было.

П.М.: Делая общее дело, мы работаем по разным направлениям: Светлана Викторовна готовит начальные группы и группы тайцзицюань, я работаю с детьми по направлению шаолиньцюань. В каких-то ситуациях, например, когда один из нас едет с детьми на соревнования, другой может его подменить, при этом мы чётко придерживаемся этических норм по отношению к работе друг друга. Возможно, такой подход и помогает нам работать «мирно».

mt_ignore

«СК»: Названные два направления обучения детей ушу основаны на ваших авторских программах?

С.В.: Да. И надо сказать, что именно мы первыми во Дворце творчества детей и молодежи написали авторскую программу дополнительного образования. На сегодняшний день все программы соответствуют стандартам Федерации ушу России, что подтверждено соответствующими лицензиями.
Ушу – это высококоординационный вид спорта, который способствует формированию целостной личности. Обучаясь ушу, спортсмены овладевают методиками рукопашного боя с оружием и без него, а также техникой спортивной акробатики. Ушу – это не только спорт, но и искусство: достаточно вспомнить китайскую оперу, в которой используются приёмы театрального ушу.

mt_ignore

«СК»: Вы работаете не как спортивная школа, а как общественная организация, являетесь одновременно тренерами и педагогами дополнительного образования. Все ли необходимые условия для работы даёт такой формат?

П.М.: И да, и нет. С одной стороны, в нашем распоряжении есть необходимые для занятий залы, включая акробатический (спортивная акробатика является частью обучения ушу – прим. ред.). Есть необходимое снаряжение – часть его мы привезли с собой ещё из Киргизии, остальное пополняем по мере возможностей.
С другой стороны, периодически посещая Московский дворец ушу (как и Дворец творчества, это муниципальное учреждение), мы видим огромную разницу между условиями для занятий, и осознаем, что наши дети добиваются высоких результатов фактически «на голом полу» – у нас нет специального ковра для занятий, нет возможности его приобрести, да и нет места, где его можно было бы использовать.

mt_ignore

«СК»: Ваш опыт тренерской работы – почти 30 лет. Какие изменения вы наблюдали за это время в детях, в их приоритетах, стремлениях? Сложнее или проще сегодня воспитать спортсмена, чем раньше?

П.М.: Работать становится всё сложнее. Ухудшаются общефизические показатели здоровья детей, сами дети становятся более избалованными, «тепличными», менее дисциплинированными. К примеру, раньше мы увеличивали количество тренировочных часов в период школьных каникул, и это ни у кого не вызывало сопротивления, а сейчас сложно вообще кого-то заставить прийти – установка такова, что дети на каникулах должны только отдыхать! Родители, особенно молодые, все чаще выставляют в числе приоритетов комфорт и отдых ребенка, а ведь тренировки – это в первую очередь труд, работа, дисциплина.

mt_ignore

Стал распространён и подход, когда ребенку едва не понравилось что-то – родитель сразу принимает решение перейти в другую секцию. В результате к старшим классам нередко складывается ситуация, что ребенок позанимался ушу, танцами, скалолазанием и чем-то ещё, но ни в одной сфере не добился значимых результатов.
Родители всегда должны задать вопрос – чего они хотят от детей? Если чтобы ребенок просто попрыгал, повеселился, потратил время и не попал при этом в плохую компанию – то вполне можно ходить из секции в секцию на протяжении 10 лет. Но если есть установка, чтобы он научился работать и чего-то добиваться – надо заниматься чем-то одним.

mt_ignore

Тренировка по ушу – это колоссальный труд: наработка техники, монотонное повторение одного и тоже же, физически и морально трудная работа. Но именно это и вырабатывает тот самый внутренний стержень, который позволяет человеку поставить цель и достигать её той работоспособностью, которая в нём заложена. Если же этот стержень не сформирован, ребенок будет и во взрослой жизни бегать от трудностей – вместо того, чтобы преодолевать их. Предположим, он придёт на работу, где на него накричит начальник – он из-за этого, что – примет решение уйти с работы? Ребенок должен понимать, что мир вокруг него крутиться не будет, и чтобы чего-то добиться в жизни, нужно много работать уже сейчас.

mt_ignore

С.В.: Работая с младшими группами – детьми от 5 лет, я постоянно слышу от родителей фразу: «Мы знаем, что у вас дисциплина и порядок. Приучите нашего ребенка к этому, нам это очень нужно, вы – наша последняя надежда, мы уже не можем». Но позвольте… Я ведь не исправительное учреждение! Тренер может поддерживать воспитание, которое даётся ребёнку в семье, но не может и не должен заменять его!

Быть послушными, честными, пунктуальными, прилежными, организованными и ответственными дети должны учиться в семье, а наша задача – обучить их избранному виду спорта. Хорошо, если родители это понимают и находятся с нами на одной волне – беседуют с ребенком, объясняют, что нельзя, к примеру, баловаться на тренировке, а мы потом это закрепляем на практике. Но так бывает, к сожалению, не всегда: есть случаи, когда родители ребенку всё позволяют, но потом сами же не могут справиться с результатом такого подхода к воспитанию.

mt_ignore

Был период, когда мы каждый год составом 50-60 человек выезжали в летний лагерь «Олимп». И вот там дети «раскрывались» по полной: выяснялось, что многие не умеют самостоятельно мыться, чистить зубы, заправлять кровать, подметать, складывать вещи – не умеют вообще ничего! Зато, когда они возвращались домой, родители были в восхищении – ребенок встал, заправил постель, сам почистил зубы! Жаль, что потом эти навыки терялись и в следующую смену надо было начинать заново…

«СК»: Чтобы начать заниматься спортом, важна мотивация. С какими мотивами сейчас дети приходят в ушу? Как поддерживать интерес к занятиям, кто и как должен это делать?

С.В.: Дети приходят с самой разной мотиваций – кто-то хочет добиться успехов, кому-то нужно общение, кто-то хочет похудеть, у кого-то просто много свободного времени. Бывает и так, что ребенок ничем не мотивирован, его просто привели родители, которые хотят, чтобы он занимался, ещё и просят тренера: заинтересуйте его вашим видом спорта. Но скажите, как я должна это сделать? Мне взлететь, пробежать по стенам?..
Поддерживать интерес к спорту нужно опять же в семье. Это можно делать, например, путём совместного просмотра фильмов, соревнований, в процессе общения ребенка и родителей.

mt_ignore

П.М.: Раньше одним из мотивов пойти заниматься ушу у детей было желание научиться красиво драться – как Брюс Ли, Джет Ли или Джеки Чан. Но для современных детей эти герои уже не авторитетны. Да и драки – такие как были раньше, например, школа на школу – давно не в моде. Отношения между детьми стали более «комфортными», в них изначально заложено, что друг друга нельзя обижать или бить.

mt_ignore

«СК»: Допустим, ребенок давно занимается и делает успехи, а родители принимают решение о его уходе из секции. Делаете ли в этом случае что-то, чтобы изменить ситуацию?

С.В.: Мы разговариваем с родителями только в тех случаях, когда у ребенка действительно большой потенциал и мы в нём очень сильно заинтересованы. Но практика показывает, что в большинстве случаев это бесполезно – решение уже принято и мы на него повлиять никак не можем. В таких детей вкладывается много сил, и когда они уходят, нам обидно. А порой даже больно.

mt_ignore

«СК»: Вы работаете со спортсменами до 18 лет. Куда может пойти ребенок, а точнее, уже почти взрослый человек, после этого, где применить полученный опыт и знания?

С.В.: Он может пойти учиться на тренера по ушу в физкультурный институт. Занимаясь у нас, дети получают официальные спортивные разряды от третьего юношеского до кандидата в мастера спорта (КМС), что даёт возможность поступления в вуз.
Более короткий путь – по окончании обучения у нас спортсмен может получить аттестацию на 2-й дуань по программе Федерации ушу России, и пойти работать инструктором по ушу.

mt_ignore

«СК»: Прошедший в конце мая юбилей коллектива ушу был отмечен масштабным мероприятием, с показательными выступлениями и концертными номерами. И многие зрители были удивлены, узнав, что часть этих номеров ставили не педагоги, а старшие дети. Как вы создаете и поддерживаете систему наставничества?

С.В.: Эта традиция идёт из выездных лагерей. В упомянутом выше лагере «Олимп» мы организовывали не только спортивные сборы в формате трёх тренировок в день, но и культурную программу – эстафеты, командные игры, танцевальные баттлы, а также танцевальные номера для финального концерта. В какой-то момент мы поняли, что физически невозможно быть с детьми целый день и ещё и самим ставить танцы. И это взяли на себя старшие дети: они выбирали танец, разучивали его сами и затем учили других детей.

Подход не только показал тебя продуктивно, но оказался очень полезным для участия детей в соревнованиях. Ведь танцуя, дети раскрепощаются, улучшают свои двигательные навыки, привыкают выступать публично, и перестают «бояться ковра». А это позволяет избежать катастрофических ситуаций на соревнованиях, когда хорошо подготовленный ребенок из-за волнения забывает всё, чему его учили, и проигрывает.

mt_ignore

«СК»: Все ли старшие готовы становиться наставниками для младших, и делают ли это с удовольствием?

П.М.: Наставничество не обсуждается, но при этом мы не заставляем одного ребенка становиться наставником для другого. Обычно начинаем с того, что спрашиваем, кто хочет взяться за то или иное направление, потом из числа изъявивших желание оцениваем, кто может это сделать. Если речь идёт о танце, назначаются ответственные за его постановку, танец утверждается с тренером, который в процессе репетиций проверяет, как идет обучение. Дети, которые хорошо проявляют себя в качестве наставников, по итогам проведённой работы получают денежные призы или награды.

mt_ignore

«СК»: Итак, на сегодняшний день пройден 15-летний рубеж коллектива ушу. Какие планы на будущее?

С.В.: Глобальные планы в условиях современных реалий строить сложно. Поэтому план у нас один – продолжать обучать детей ушу, участвовать в соревнованиях. Одним словом, жить и работать дальше.

Беседовала Галина Музлова
Фото предоставлено П.М. и С.В. Ляшенко

 

 

 

 

   mt_ignore  

128 лет на сцене

mt_ignore17 октября в Калининграде отметят  128-летие со дня премьеры пьесы А.П. Чехова «Чайка»

«Монетная неделя»

mt_ignoreДо 20 октября жители Калининграда могут стать участниками Всероссийской акции, которую проводит  Банк России.

Фарфор и Графика

mt_ignore10 октября в Калининграде пройдет  творческая встреча с графиком, художником-керамистом Валерием Кузнецовым

Медиа и СМИ

mt_ignore26 ноября в Москве cостоится VIII Медиафорум этнических и региональных СМИ 

«Фестиваль шарлотки»

mt_ignore12 октября в Калининграде пройдёт благотворительный фестиваль осенней выпечки

Занятия по йоге

mt_ignoreВ октябре в Калининграде пройдут занятия по йоге для участников программы «Балтийское долголетие» 

«Я сердцем никогда не лгу»

mt_ignore29 сентября в Калининграде состоится творческая встреча, посвящённая Сергею Есенину.

Для старшего поколения

mt_ignoreВ октябре в Калининграде пройдёт серия мастер-классов по арт-терапии «Правополушарное рисование» для старшего поколения

Банка России приглашает

mt_ignore28 сентября в Калининградском отделении Банка России пройдет  День открытых дверей

Для всей семьи!

mt_ignore20 сентября АНО «Социальный Калининград» проведет мастер-класс по созданию открыток в технике скрапбукинг

«Арт-бук вечеринка»

mt_ignore14 сентября АНО «Социальный Калининград» проведет мастер-класс по созданию открытки в технике скрапбукинг

«Традиции живая нить»

mt_ignoreВ Калининградской области пройдут мероприятия, посвященные народным календарным праздникам и традиционным обрядам

«Кто не спрятался, я не виноват»

mt_ignore15 сентября в Калининградском зоопарке состоится первый косплей-фестиваль «Мимикрия»

«Помнят его земляки»

mt_ignore14 сентября в Калининграде пройдет VII Областной фестиваль казачьей песни 

«Сказка в кадре»

mt_ignore24 августа АНО «Социальный Калининград» проведет в Калининграде мастер-класс по созданию открыток в технике скрапбукинг.

Суббота - понедельник

mt_ignore24-26 августа в Калининградскую область прибудет чудотворная икона Божией Матери «Казанская».

На свежем воздухе

mt_ignore17 августа в Калининграде пройдёт городское спортивное мероприятие «Территория спорта»

Судьба России и мира

24mt_ignore и 25 августа в Калининградской области пройдет исторический фестиваль «Первая мировая. Судьба России и мира»

4+4

mt_ignore10 августа в Калининграде пройдет V Фитнес-битва в номинации «Лучшая фитнес-команда 4+4».