В сентябре в Сочи подписано соглашение о намерениях по строительству международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерский. Участники соглашения говорят о важности значимости яхтенной марины для области, но возникает вопрос – не останется ли в ходе ее строительства за кадром другой проект, потенциально гораздо более значимый для экономики нашего региона?
Итак, соглашение о намерениях по строительству международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерский Калининградской области подписано 19 сентября в ходе XIII международного инвестиционного форума в Сочи. Подписи под соглашением поставили губернатор Николай Цуканов, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко и президент международной судоходной компании MSC Cruises, исполнительный директор компании Grandi Navi Veloci Роберто Мортиноли. Об этом сообщает сайт областного правительства, упоминая также о том, что история проекта началась в осенью 2013 года, когда губернатор Николай Цуканов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать проект строительства в Пионерском международного морского порта.
Но внесем уточнение: в октябре прошлого года на встрече с президентом России В.Путиным губернатор Н.Цуканов обсуждал вопрос, связанный со строительством не только (или даже не столько) пассажирского порта в Пионерском, но и глубоководного порта. «Президент поддержал эту идею. Для нашего региона – это новые экономические возможности», – сказал губернатор журналистам по итогам той встречи. Одним из основных вопросов встречи было также создание портовой особой экономической зоны на территории будущего глубоководного порта с целью привлечения дополнительных инвестиций в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры и реализации логистических принципов организации доставки грузов. «Наш глубоководный порт будет представлять из себя контейнерный порт-хаб, через который можно будет осуществлять перевозки и распределение транзитных грузов», – отметил Николай Цуканов. По его словам, Владимир Путин поручил Министерству экономического развития РФ и Министерству транспорта РФ проработать этот вопрос.
В мае этого года Министерство транспорта России внесло в Правительство РФ предложение отказаться от строительства глубоководного порта в Калининградской области, но построить тот самый терминал в Пионерском. Вслед за этим губернатор Калининградской области Николай Цуканов обратился к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой не сворачивать проект строительства глубоководного порта в регионе. «Неправильно рассматривать строительство порта только с точки зрения экономики, – пояснил свою позицию губернатор. – Не нужно забывать, что Калининградская область – это анклав, и весь наземный транспорт сегодня проходит по территории стран Евросоюза. И мы прекрасно понимаем, что мы во многом зависим от наших соседей. Но политическая ситуация может меняться, и для обеспечения безопасности как предприятий-производителей, так и жителей региона, нам крайне необходим глубоководный порт».
В связи с этим возникает вопрос – означает ли подписание соглашения о намерениях по строительству морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в Пионерском, что областное правительство решило больше не бороться за проект глубоководного порта в регионе, посчитав, что синица в руке лучше журавля в небе, или же круизный проект станет своего рода предвестником более масштабного и значимого для экономики региона проекта? Хочется верить, что все-таки второе…
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Владимир Козырев, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград:
Договоренности между участниками проекта по строительству морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г.Пионерский в рамках подписанного соглашения о намерениях не имеют никакой юридической значимости. Они приобретут ее лишь в том случае, если вслед на этим документом будет подписано инвестиционное соглашение между государством (ФГУП «Росморпорт») и инвестором, где будет в финансовых параметрах разложено, кто из участников сколько средств вкладывает в данный проект.
О каких-либо существенных подвижках в реализации этого проекта пока говорить рано: единственной организацией, которая на данный момент вложила в него средства, является ФГУП «Росморпорт», да и то эти вложения были сделаны в рамках старой ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года». Важно понимать, что та программа в первую очередь предусматривала строительство в Калининградской области глубоководного порта (проект, который, к сожалению, отошел на второй план, и продолжает уходить все дальше), а яхтенная марина в Пионерском шла как своего рода факультативное мероприятие. То есть, специального технического задания на этот объект сделано не было, а место и основные параметры его строительства были определены лишь в самом общем виде. Таким образом, основные работы и затраты по проекту еще предстоят, но лишь в том случае, если будет подписано упомянутое инвестиционное соглашение.
Большие затраты потребуются не только на строительство яхтенного терминала, но и на обеспечение его последующей экономической эксплуатации. Эти затраты невозможно окупить ни будущими доходами от туризма, ни портовыми сборами, поэтому, на мой взгляд, проект должен строиться на серьезной экономической составляющей. Ею может стать создание в порту комплекса бункеровки пассажирских лайнеров. Ведь стоимость бункеровочного топлива в порту Калининград ниже, чем в соседних портах Прибалтики и Польши, и здесь конкурентное преимущество на нашей стороне. Конечно, создание такой системы бункеровки сопряжено с рисками и потребует решения ряда проблемных вопросов (с железнодорожным сообщением, увеличением объема резервуаров топлива и т.д.), но вместе с тем это единственная реальная возможность окупить проект строительства терминала за 10-12 лет.
Константин Бельченко («Социальный Калининград»)