Оазис полного цикла

mt_ignoreАлександр Саканов, основатель Мушкино -  крупного агрохолдинга  Калининградской области, поделился секретами успешного бизнеса. 

В Мушкино  разводят кроликов и оленей, крупный рогатый скот, выращивают для них корма, перерабатывают мясо, которое затем реализуется через собственные торговые точки и ресторан. Отдельным направлением деятельности Мушкино является экотуризм, органично дополняющий  остальную деятельность этого хозяйства. В народе все это просто называется хутор Мушкино.

Начавшись с «охотничьего домика», за 10 лет хутор Мушкино преобразовался в предприятие, обрабатывающее 3 тыс. га земли и стал настоящим оазисом, известным в области и за ее пределами местом отдыха, а также брендом мясной продукции премиум-класса. Если на территории области создать несколько десятков подобных хозяйств, она бы преобразилась, смогла бы реально обеспечить себя продовольствием, а ее туристическая привлекательность бы на порядок выросла – уверен Александр Саканов, основатель хутора Мушкино. Он рассказал о том, как развивался это деятельность, какие сложности пришлось преодолеть, как удалось занять нишу в экономике области без использования активной рекламы, а также поделился мнением относительно путей развития сельского хозяйства в регионе.

– Чье это там бунгало?
– Это хозяйство Эзры Планкетта, одного из самых передовых наших граждан.
– Фермер, что ли?
– Не фермер, аграрий: человек, который осуществил свою мечту.

Этот диалог из одного советского фильма вспомнился мне, как только я попал на хутор Мушкино. Знал, что ехал в фермерское хозяйство, где есть оленеводческая ферма, но никак не ожидал такого размаха. Насколько хватает глаз засеянные поля, ухоженные территории, аккуратные домики, дорожки – все как на картинке. Ощущение, что попал в Западную Европу, хотя отъехал всего 25 км от Калининграда. Сложно поверить, что 10 лет назад на этом месте был обычный поселок, с типичными для области частично уцелевшими немецкими постройками…

mt_ignore

– Александр Васильевич, с чего начался  Ваш бизнес?

– Все начиналось с хобби. В конце 1990-х мы с товарищем выкупили две комнаты в одном из старых немецких домов поселка Мушкино, которые вначале планировали использовать лишь для того, чтобы проводить время за городом. Но со временем нам захотелось сделать что-то более обстоятельное в этом привлекательном месте. Мы стали собственниками всего дома, на базе которого решили сделать «охотничий домик». У нас не было самоцели заниматься бизнесом как таковым, но наше начинание оказалось востребовано среди жителей и гостей Калининградской области, которым понравилось проводить время у нас. Так возникло первое направление – экотуризм.

Одновременно появился интерес к сельскому хозяйству. Я постепенно втянулся в этот процесс, и в результате был создан сельскохозяйственный производственный кооператив, в который вошли члены моей семьи и люди, с которыми у меня были общие интересы. С 2006 года мы стали обрабатывать земли, близлежащие к поселку Мушкино и выращивать зерновые, зерно-бобовые культуры, возводить пастбища.

Затем появилось желание сделать животноводческую ферму. В 2010 году мы открыли кроликоферму и стали прорабатывали вариант по устройству оленьего хозяйства. Сначала олени планировались как пополнение окружающей живой природы для охоты, но со временем было решено создать ферму для развития, воспроизводства и выращивания оленей на мясо и панты. Мы привлекли специалистов, которые прошли обучение за рубежом, были  на оленьих фермах на Алтае и в других регионах России, и с их помощью организовали ферму.

mt_ignore

Со временем появилось достаточное количество мясного сырья, и закономерно возник вопрос о его промышленной переработке. Решили построить небольшой перерабатывающий комплекс, что и было сделано. Комплекс, в свою очередь, потребовал увеличения объемов сырья, поэтому помимо оленей мы стали заниматься разведением крупного рогатого скота. Сегодня у нас работает завод, позволяющий производить до пяти тонн мясной продукции в месяц.  

В результате за 10 лет на базе охотничьего домика возник аграрный холдинг, где представлено растениеводство, животноводство, переработка продукции и экотуризм. Все это работает как единый механизм, дополняет друг друга и органично развивается.

– Мушкино – единственное хозяйство в Калининградской области, которое занимается разведением кроликов и оленей в промышленных масштабах. Насколько сложно было наладить такое производство?

– Основной сложностью было отсутствие  специалистов в этой сфере на этапе, когда мы решили организовать эти фермы – из-за этого нам негде было почерпнуть необходимых знания и практические рекомендации. Поэтому приходилось все искать на стороне – в Польше, Германии, а также в других регионах России. Но в процессе работы мы обучились и сейчас готовим специалистов сами для себя. Сейчас у нас работает на постоянной основе более 90 человек, еще более 30 человек мы ежегодно привлекаем на сезонные работы.

mt_ignore

– То есть, сейчас проблема кадров полностью решена?

– Скажем так, она стала менее острой. Постоянную потребность в специалистах я испытывал с момента организации нашего кооператива вплоть до 2012-2013 годов. Беспокоило и то, что у нас работали люди за 50-60 лет. Но сегодня больше половины занятых у нас специалистов (ветеринары, агрономы, зоотехники, механизаторы) – люди от 27 до 40 лет. Мы стараемся привлекать и удерживать молодежь – предлагаем для этого стабильную работу и зарплату, разного рода социальные программы.
В настоящее время ощущается дефицит специалистов, знакомых с передовыми технологиями в сельском хозяйстве. К примеру, на рынке появляются новые технологии кормления скота, корма, подходы к разведению животных. Нам как современному агрохолдингу требуется их трансляция через специалистов.

– 10 лет для развития такого хозяйства – это много или мало?

– Скорее это время, за которое приходишь к пониманию как нужно вести хозяйство. Вся деятельность, связанная с сельским хозяйством, является долгосрочным проектом. С начала реализации проекта до прихода прибыли проходит много времени (например,  от вложения денег в одну корову до их возврата с прибылью – от пяти до семи лет). Соответственно, чтобы развиваться, нужны «длинные деньги» и сезонные заработки.

К тому же мы пошли по пути создания хозяйства полного цикла – то есть, создания своей кормовой базы, выращивания скота, переработки мяса и реализации продукции со своим фирменным знаком через свои торговые точки и ресторан.  Все это требует системного подхода в нескольких видах деятельности, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бизнесом.

mt_ignore

– Как вы думаете, чего не хватает нашему сельскому хозяйству для развития?

– Думаю, в первую очередь ему нужен систематизированная, многогранная, последовательная работа. Сельскому хозяйству нужна не только финансовая поддержка, но и работа по поддержанию уровня жизни на селе. Ведь крестьяне – это не временные рабочие, а отдельная категория населения со своей ментальностью и образом жизни. Системная работа должна быть направлена, в том числе, на поддержание уровня образования сельских жителей, улучшение их жилищных условий. Чтобы люди на селе чувствовали себя достойно и независимо, этим нужно заниматься как со стороны федерального центра, так и местных властей. Нужны газификация, мелиорация, строительство дорог .

Сегодня мы восхищаемся, когда видим европейские фермерские хозяйства, пробуем их продукцию – сыры, колбасы, вина, имеющие многолетнюю традицию производства. Но ведь и в нашем сельским хозяйстве есть свои традиции – это и дореволюционный опыт производства и экспорта продовольствия, и послевоенное колхозное движение. Развитие идет по спирали – все можно вспомнить, возродить.

– Улучшились ли, по Вашим ощущениям, условия для ведения сельского хозяйства в период санкций-антисанкций?

– Да, санкции создали условия, которые дали сельскому хозяйству импульс – можно работать и двигаться с собственными продуктами на свой рынок. Раньше  это было затруднительно, поскольку большая часть сельхозсырья и продукции шли к нам с Запада, где его производство не одно десятилетие поддерживается государством, благодаря чему фермеры смогли снизить себестоимость продукции. У нас не было инструментария и рычагов, чтобы достойно конкурировать с западной продукцией, что и было тормозом для развития сельского хозяйства.

Вместе с тем, сегодня люди покупают продукцию у отечественных производителей потому, что у них нет особого выбора. А нужно стремиться к тому, чтобы снижать себестоимость продукции и тем самым повышать ее конкурентоспособность. Конечно, для этого нужно время.

mt_ignore

– Хутору Мушкино удалось не только найти и занять, но и, по сути, создать свою нишу в экономике области. Как Вы этого добились?

– Я считаю, чтобы найти, создать, занять свою нишу на нашем рынке и прилавках наших магазинов, нужно просто этого хотеть. Нужно производить качественную продукцию, которая востребована временем, людьми. Продукция «Мушкино» не стоит в ряду самых дешевых, но при этом она востребована, и даже порой в дефиците, хотя так было не сразу. К примеру, когда мы только начали поставлять охлажденных кроликов на наш рынок, мы смогли продать лишь 30%, остальное пошло на заморозку и переработку. Но постепенно люди распробовали нашу продукцию, и стали отдавать ей предпочтение перед венгерским или китайским импортом. Чтобы этого добиться, потребовалось несколько лет работы «в минус» и настойчивость.

– Хутор поражает ухоженностью земель, что радует глаз. Жаль, что у нас не вся область такая красивая…

– А вполне могла бы такой быть. Для создания подобных усадеб не нужны какие-то очень большие инвестиции, у нас в области есть состоятельные люди, которые вполне могли бы вложить часть денег в такие проекты с развитием инфраструктуры. Если бы сделать, к примеру, 100 таких усадеб площадью 1 тыс. га каждая, получилось бы 100 тыс. га обустроенных площадей, и это была бы совершенно другая область, которая иначе бы выглядела и функционировала.

По своей сути развитие экотуризма – это то же обустройство деревни, хоть и в другом формате. В результате получаются не дома, построенные в ряд на расстоянии 10 шагов друг от друга, а вписанные в ландшафт места, придающие колорит. В соседних странах это распространенная практика: только в одном Мазурском воеводстве Польше насчитывается более 200 хуторов. Евросоюз выделяет много средств на развитие таких проектов, а у нас, к сожалению, они не находят поддержки со стороны правительства. Очень надеюсь, что постепенно мы придем к осознанию того, что туризм – это не только крупные гостиничные комплексы, стадионы и концертные залы, но и такие вот хутора, и все эти объекты одинаково важны для туристической привлекательности региона.

mt_ignore

– Продукты «Мушкино» нигде активно не рекламируются. Это принципиальная позиция?

– Я считаю, что нет смысла вкладываться в рекламу, когда можно вложиться в технологию. Качество рекламирует себя само – люди к нам приезжают, пробуют продукцию, покупают с собой, видят наш бренд, узнают его. Постепенно круг расширяется.

– Вы сказали, ваша продукция недешевая – это значит, она рассчитана только на богатых?

– Вовсе нет. Качественная продукция востребована людьми – неважно, богаты они или нет. Каждый покупает разное количество, по возможности и потребности – кто-то килограмм, кто-то 200 грамм.

mt_ignore

– Вы реализуете мясную продукцию только в Калининградской области, или отправляете  в другие регионы России?

– В силу того, что с каждым годом мы производим все больше продукции, стараемся расширять и каналы сбыта. Постепенно выстраиваем отношения с такими торговыми сетями, как Metro, «Азбука Вкуса». Пока делаем первые шаги, но я надеюсь, со временем выйдем на рынки разных российских регионов.

– Какие у вас планы по развитию бизнеса?

– У нас до 2024 года выстроена программа воспроизводства мясной продукции и мясопереработки. Наша задача состоит в том, чтобы четко двигаться по этой программе. Меньше по срокам в сельском хозяйстве нельзя производить планирование, и уже тем более – никак нельзя обойтись без планирования вовсе, ведь хаотично ничего не создашь. Сейчас мы производим 4-5 тонн мясной продукции в месяц, а планируем выйти на 30 тонн, затем на 50. Для этого будем наращивать сырьевую базу и строить дополнительные перерабатывающие мощности, этапы развития расписаны на 8 лет вперед.

Кроме того, поскольку хутор пользуется все большей туристической популярностью (сейчас Мушкино ежегодно посещает порядка 10 тыс. человек), планируем расширение номерного фонда.

Константин Бельченко

b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2016_05_may_13_mushkino_05.JPG b_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2016_05_may_13_mushkino_09.JPGb_150_100_16777215_00_images_zagruzki_interview_2016_05_may_13_mushkino_14.JPG