Как реализация проектов некоммерческих организаций способствует укреплению института семьи в интервью Карена Суджяна, общественного деятеля, автора и руководителя проектов «Моя семья – моя опора» и «Русский язык для детей мигрантов»
Крепкая семья (наряду с патриотизмом и созидательным трудом) служит основой государственной политики России по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённой президентом страны Владимиром Путиным в 2022 году.
Текущий год также проходит под знаком семьи, и был объявлен, в том числе для популяризации государственных мер по защите этого института гражданского общества, включая поддержку некоммерческих организаций, специализирующихся на вопросах защиты семьи, детства, материнства и отцовства.
Почему обсуждение вопросов с детьми «на равных» важнее родительских назиданий, как кинотренинги способствуют укреплению семейных отношений и зачем о семье стоит говорить с позитивом, рассказал в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград» общественный деятель Карен Суджян, автор и руководитель проектов, реализуемых АНО «Центр развития семейных ценностей «Моя Семья» и КРОО «Мой Калининград» в Калининградской области.
«СК»: Карен Эдвардович, Вы реализуете проект под названием «Моя семья – моя опора». В чем заключается его основная идея?
Карен Суджян: Основная идея проекта состоит в том, чтобы показать школьникам – будущим мамам и папам, что такое семья, как строятся взаимоотношения между ее членами, и как преодолевать трудности семейной жизни. Конечно, важно заботиться и помогать семьям, у которых есть проблемы, но я считаю, что нужно также больше пропагандировать само понятие «семья».
Мы реализуем этот проект не первый год, а наша основная работа проходит в общеобразовательных учебных заведениях.
«СК»: Какие мероприятия прошли в рамках проекта и в каких школах?
К.С.: В этом году мероприятия проекта мы проводили в двух учебных заведениях Калининграда – Школе интернате для одарённых детей и школе №29. Мероприятия были предназначены не только для детей, но и их родителей. Это фотоссесии, кинотренинги и творческие мастер-классы, а также конкурс рисунков «Мой семейный герб».
Специально для фотосессий мы создавали тематические декорации, дети вместе с родителями и родственниками приходили по субботам, профессиональный фотограф их бесплатно фотографировал. Представьте себе: утром в выходной день все члены семьи целенаправленно собираются и идут в школу, готовятся, выбирают красивую одежду, готовятся к этому событию. По сути, это и есть совместное времяпровождение, которое может стать семейной традицией. На мастер-классах родители вместе с детьми создавали открытки на семейную тему, и тоже это делали совместно.
«СК»: Вы упомянули такие мероприятие, как кинотренинги. Имеется в виду просмотр фильмов с последующим обсуждением?
К.С.: Да, в рамках кинотренингов старшеклассники смотрят старое доброе советское кино на тему семьи, а по завершении фильма обсуждают фильм вместе с психологом, и делают это достаточно активно. Интересно, что никто ни разу никто не ушел с сеанса, хотя мероприятие не было обязательным. При обсуждении фильма специалист не вмешивается в личную жизнь ребят, а помогает им анализировать то, что они увидели на экране. В нашем случае они получают полную свободу действий в рамках направления беседы, которое задает психолог, и начинают раскрываться, проецируя ситуации, увиденные в фильме на свои жизненные реалии, думать и рассуждать, а также высказывать свое мнение.
Во время одного из обсуждений два подростка воспроизвели сцену из фильма, при этом один изображал маму, а другой ее сына, которые конфликтовали между собой, а также способ налаживания отношений. Это был очень интересный и полезный опыт для участников, он пригодится им в дальнейшей жизни, в том числе при создании собственной семьи, поможет избегать конфликтных ситуаций, а при их возникновении находить компромиссы.
«СК»: Многие дети, особенно подростки, очень закрыты, и ребёнок далеко не с каждым будет вести диалог о сокровенном. Как вам удается этого добиться на ваших мероприятиях?
К.С.: В этом и заключается эксклюзивность нашего проекта. Я думаю, что дети раскрываются благодаря особой атмосфере, которая создаётся на наших мероприятиях. Они понимают, что их мнение важно и за него их никто не будет ругать, осуждать. Я твердо убежден, что с детьми надо разговаривать, и давать им возможность высказаться, а не давить на них своим родительским авторитетом. При этом неважно, о чем спрашивает ребенок, и даже если с нашей – взрослой точки зрения вопрос кажется нелепым или глупым, ответ на него и диалог с родителем может иметь очень важное значение для ребенка.
Детям не нужны назидательные истории, их не надо «учить жизни» и указывать, что делать. Ведь многие подростки в силу возрастных особенностей и отсутствия жизненного опыта относятся очень категорично и скептически буквально ко всему, а к подобным советам – и вовсе отрицательно. Поэтому мы лишь стараемся задать нужное направление для рассуждений и выводов. Соответственно, если школьники после кинотренинга задумываются, спорят и рассуждают – значит, цель достигнута.
«СК»: Какой фильм вы смотрели?
К.С.: Он называется «Вам и не снилось», в котором, на мой взгляд, очень хорошо показана вся сложность отношений между людьми в семье и вне ее. В этой ленте есть хорошая почва для рассуждения и анализа поступков героев.
«СК»: В отличие от других мероприятий проекта, кинотренинги проходят без участия родителей. Почему?
К.С.: Потому что при родителях дети так не раскроются, многие не станут говорить вовсе. На мой взгляд, такие мероприятия можно проводить отдельно для родителей отдельно, и мы к этому постепенно идем. Ведь с родителями, как и с детьми, нужно найти тот момент, при котором они начнут говорить.
Сегодня реальность такова, что родители целый день на работе, а их ребенок большую часть времени проводит один – в школе, у репетиторов. Конечно, часть родителей находят время, чтобы пообщаться с ребенком вечером, провести с ним время, но у многих этого не получается сделать из-за занятости, усталости. Но ребенок должен знать, что бы ни случилось, он может прийти домой и рассказать о том, что его волнует, своим родным. Он должен быть уверен, что его выслушают и поймут, даже если он в той или иной ситуации не прав, а не скажут «отстань, я не хочу об этом говорить или не желаю этого слышать», а тем более «это твоя проблема». И это самое главное.
«СК»: Решаемая Вами задача очень непростая, и за неё возьмется далеко не каждый. Почему Вы стали этим заниматься?
К.С.: Ещё в советские время было широко распространено выражение «семья – ячейка общества». Сегодня вопросам семьи уделяется достаточно внимание, но это внимание концентрируется в основном на проблемах, то есть, на негативной стороне. А вот о хорошем – о здоровых семейных отношениях, совместном времяпровождении родителей и детей, решении трудностей общими усилиями и просто о том, как это здорово – жить семейной жизнью – можно услышать редко. Мы решили восполнить этот пробел.
Судите сами – когда ребенку показывают только плохое, он просто не понимает, как выглядит хорошее. Поэтому я убеждён, что детей надо воспитывать на хороших примерах.
«СК»: Где можно прочитать о Вашей работе?
К.С.: Материалы о нашей работе постоянно публикуются в сообществе «ВКонтакте», в СМИ, а также размещены на федеральном сайте «Год семьи». В этом году мы провели много мероприятий, посвящённых этой теме и стали первым партнёром этого портала от Калининградской области.
«СК»: Кроме проекта «Моя семья – моя опора» вы реализуете еще один проект для школьников, посвященный русскому языку. Расскажите о нем.
К.С.: Это пятый этап нашего проекта «Русский язык для мигрантов», и мы единственные, кто занимается этой темой в Калининградской области. Изначально проект был направлен на детей рабочих-мигрантов, которые не знают русского языка и плохо понимают, о чем говорят педагоги и одноклассники, что приводит к отставанию в учебе и даже к конфликтным ситуациям.
В школах, где мы работали ранее, например, в гимназии города Гурьевск, мы продолжили проект с нововведением и продолжили работу с детьми, перешедшими в следующий класс. С их родителями мы также проводим работу – анкетирование и беседы, что необходимо для достижения нужного эффекта.
«СК»: Какие изменения произошли в рамках проекта «Русский язык для мигрантов»? Как строится расписание занятий?
К.С.: В этом году обновился состав благополучателей. К участникам – детям рабочих-мигрантов из Средней Азии присоединились ребята из Норвегии, Польши и США, Литвы и Украины, чьи семьи вернулись в нашу страну из-за рубежа, и у которых также есть проблемы с русским языком. Кроме того, участниками занятий по русскому языку могут статьи школьники, которые отстают по этому предмету.
Педагог собирает детей и занимается с ними по свободному графику, а мы задаем определенное количество времени, обеспечиваем их профессиональной методической литературой, которая разработана нами. Администратор проекта является специалистом по русскому языку как иностранному, а у этого предмета своя специфика преподавания. К примеру, в этом году для детей была разработана программа «Русский язык и русская художественная культура», в которой познание русского языка было построено через восприятие объектов культуры.
«СК»: Как производится оценка результатов занятий? Можно ли использовать разработанные вами материалы для самостоятельных занятий при изучении русского языка?
К.С.: В начале проекта, середине и в конце осуществляется срез знаний русского языка у участников занятий. В этом году мы создали сайт «Русский язык для всех», где размещена информация о нас и нашей деятельности, в том числе, представлены методические работы, которыми могут воспользоваться педагоги и родители для самостоятельных занятий с детьми.
В рамках развития проекта мы также планируем разработать и запустить онлайн-курсы, в рамках которых наш педагог будет проводить уроки для всех желающих.
«СК»: Как Вы выбираете учебные заведения для реализации проекта «Русский язык для мигрантов»? Какие из них уже приняли в нём участие?
К.С.: В своей работе мы постоянно взаимодействуем с Министерством образования Калининградской области, в результате чего находим учебные заведения, в которых такая потребность существует. В этом году занятия под руководством восьми педагогов прошли в учебных заведениях Калининграда, Черняховского, Советского и Гурьевского муниципальных образований. При этом уроки проходят в родных школах, что позволяет обеспечить комфортные условия и ученикам, и педагогам.
«СК»: Как администрации школ и сами преподаватели относятся к проведениям подобных занятий?
К.С.: Положительно, и даже пользуются нашими идеями в своей дальнейшей работе. В прошлом году на педагогическом форуме педагоги одной из школ презентовали нашу методику.
Тема продвижения и пропаганды русского языка с каждым годом становится все более актуальной, поскольку его знание помогает быстрее адаптироваться приезжим, избежать проблем с одноклассниками и учителями, а также лучше понимать, что происходит в этом мире.
Константин Бельченко
Фото: К. Бельченко, Групп ВКонтакте
Русский язык для детей мигрантов
АНО «Моя Семья» Калининград