В рамках Дней русской литературы в Калининградской области в гимназии №1 прошла 1-я городская научно-практическая педагогическая конференция «Объединяющая роль русского языка в современной школе».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась председатель комитета по образованию Татьяна Петухова, которая, в частности, отметила: «Конференция – первая попытка вынести разговор о русском языке за рамки профессионального сообщества. Это мероприятие стало своеобразным продолжением августовского педагогического форума, поэтому мы постарались привлечь к разговору не только директоров и учителей, но и наших партнёров из высшей школы, СМИ и общественных организаций».
Среди приглашенных почетных гостей были руководитель «ГТРК- Калининград» Николай Долгачёв, куратор региональных Ресурсных центров по психолого-педагогическому образованию, кандидат исторических наук, доцент БФУ им. И. Канта Наталья Никулина. Они отметили консолидирующую роль русского языка – как на просторах России, так и за её пределами.
В ходе пленарного заседания учителя, директора, библиотекари школ города познакомились с различными аспектами в преподавании русского языка. Например, заведующая библиотекой лицея №17, победитель в номинации «Школьный библиотекарь» регионального конкурса «Учитель года-2016» Цисана Юрьева, считает, что приобщение детей к чтению и к письменной культуре является необходимым условием формирования нового поколения российских граждан.
Руководитель региональной писательской организации Борис Бартфельд, выступил с докладом «Калининградская литература как отображение реальности и мифа нашего края», в котором упомянул о первых литераторах новой российской области, о тех поэтах и писателях, кто внес вклад в развитие литературы Янтарного края.
Все выступающие единодушно выразили общую мысль: чувство гордости за родной язык, воплощающий в себе культурные и исторические традиции народа, - это непременная составляющая национального самосознания человека. Участники конференции в своих докладах и выступлениях отметили, что русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала молодого поколения, основу формирования базовых ценностей в сознании любого человека и являются предпосылкой общего развития и духовной зрелости. Русскому языку отводится ведущая роль в объединении различных слоев общества. Поэтому вызывает серьёзную обеспокоенность значительное уменьшение количества часов, которое отводится в школьном образовательном процессе на изучение этой дисциплины.
Вот мнение директора Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта, кандидата филологических наук Татьяны Цвигун, прозвучавшее в докладе «Русский язык в новой реальности: факты и прогнозы»:
«Лингвистическая наука сегодня провозглашает принцип постижения языка в тесной связи с бытием человека, он понимается как духовная реальность, живая деятельность человеческого духа, единая энергия народа и общества. По определению известного русского философа Ивана Ильина, «язык народа есть как бы художественная риза его души и его духа». Особенно эти процессы заметны в Калининградской области – территории непосредственного соприкосновения интересов стран ЕС и России. Кроме того, Калининградская область – один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На этой территории проживают представители более 130 национальностей из 180, представленных в России. В последние годы отмечаются активные процессы миграции в областной центр из других муниципалитетов Калининградской области, иных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, сегодня одни из центральных в мировой педагогике, коснулись и нашего региона.
Сложившаяся ситуация требует дальнейшего тщательного изучения для поиска оптимальных решений вопросов преподавания языков. Но ясно одно: необходимо укрепить русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней».
Прекрасным сюрпризом для участников конференции стало выступление симфонического оркестра под управлением Аркадия Фельдмана, в исполнении которого прозвучали произведения, написанные знаменитыми композиторами в разное время под впечатлением известных литературных творений - от пушкинской «Метели» Георгия Свиридова до бетховенской увертюры к опере «Эгмонт» по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте.
Как отметила директор гимназии №1 Галина Лисичкина, симфонический оркестр постоянно откликается на участие в различных мероприятиях в стенах этого учреждения образования.
Музыкальная страница стала прологом ко второй части конференции - работе в секциях: «Результаты ГИА в 2017 году. Педагогические и психологические аспекты подготовки обучающихся к итоговой аттестации», «Инновационные формы работы современной школьной библиотеки. Семейное чтение в контексте семейного воспитания», «Роль школьных СМИ в социализации подрастающего поколения».
По итогам конференции «Объединяющая роль русского языка в современной школе», была принята резолюция, в которой, в частности, говорится, что изучение русского языка в рамках гуманитарного образования является определяющим условием формирования национального самосознания и становления личности молодого человека. При этом в Калининграде преподавание русского языка осуществляется на фоне иных родных языков, что приводит к поиску новых стратегий школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом. Общеобразовательным учреждениям было рекомендовано разработать и внедрить в практику тематические классные часы, внеклассные мероприятия и родительские собрания, посвящённые русской культуре как феномену европейского и мирового масштаба, позволяющего всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней.
Участники конференции выразили надежду, что предлагаемая резолюция будет иметь общественный резонанс в вопросе социальной значимости русского языка, а идеи и решения конференции – способствовать повышению уровня подготовки выпускников в области языка, истории и культуры, что, в свою очередь, должно содействовать формированию национального самосознания и повышению духовного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения. Было принято решение конференцию по данной тематике проводить ежегодно.
Дмитрий Осипов, по материалам комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград»