В Калининграде и Черняховске прошли семинары-совещания по взаимодействию школ с приходами Калининградской Митрополии Русской Православной Церкви
В Калининграде семинар проходил в Православной гимназии. Открывая его, руководитель Отдела религиозного образования Калининградской епархии протоиерей Сергий Коротких, отметил:
«Современная нормативно правовая база в избытке дает возможность взаимодействия Церкви и общества в сфере воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, то есть фактически базовых христианских ценностей. Однако готовность как представителей государства, так и Церкви, и в целом нашего общества пока не достаточна к тому, чтобы в полной мере реализовать эти возможности. Одно дело провозглашать приоритеты воспитания, а другое - этим жить, наполнять всю свою деятельность. Как показывает практика пока в этом деле предстоит немало потрудиться. Этот семинар как раз имеет целью запустить процесс системного взаимодействия общеобразовательных школ со священниками, с приходами».
В течение двух часов творческого поиска сотрудниками Центра методического сопровождения региональной системы духовно-нравственного воспитания Областного центра диагностики и консультирования детей и подростков (ЦМС СДНВ ОЦДиК) и Отдела религиозного образования Калининградской епархии совместно со священниками, директорами, заместителями директоров по воспитательной работе, советниками директоров по воспитанию школ - инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания - обсуждали вопросы и вырабатывали основные направления в рамках темы «Системное взаимодействие школ – региональных инновационных площадок и ресурсных центров проекта «Ценностный ориентир» с приходами Калининградской Митрополии Русской Православной Церкви».
Задавая направления в творческом поиске, старший методист ЦМС СДНВ ОЦДиК Марина Соколова рассказала о перспективах развития регионального проекта «Ценностный ориентир» в социальном партнерстве с Калининградской Митрополией Русской Православной Церкви, частности отметив:
«В системное взаимодействие в разных форматах сейчас может быть включена буквальная каждая школа Калининградской области. Региональный проект «Ценностный ориентир» это проект регионального уровня, который нацелен на модернизацию воспитательной деятельности школы на основе системного подхода и направлен на эффективную реализацию приоритетных задач государственной политики в сфере воспитания граждан России. Цель состоит не просто в проведении многих мероприятий, а именно научиться воспитывать детей. То есть добиться, чтобы то, что мы проводим, стало бы для ребенка действительно важным. А чтобы это состоялось, необходимо сформировать детско-взрослые общества в каждом учреждении образования. Мы надеемся, что священнослужители активно включатся в этот процесс и станут полноправными членами школьного сообщества. Сейчас в проекте «Ценностный ориентир» по всей области участвуют 42 школы, из них – 8 инновационных площадок и 34 ресурсных центра. В Калининградской епархии территориально - 23 таких школы.
В Указе президента от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» совершенно четко прописано, что исторически традиционные ценности России сформировались под влиянием религиозной этики традиционных конфессий. Православию принадлежит особая роль в этом процессе. Таким образом мы имеем нормативную базу, которая на государственном уровне утверждает эту роль Русской Православной Церкви, в том числе и в воспитании подрастающего поколения».
Если с образованием все более или менее понятно, то, говоря о воспитании, необходимо определить, что является структурной единицей процесса воспитания. Можно сказать, что это те или иные мероприятия, но это узкий взгляд. В школе должно воспитывать всё, начиная от цвета стен, интонации учителя, заканчивая программами, концепциями и событиями общешкольного порядка. Это называется укладом школы, именно здесь и надо добиваться, чтобы этот уклад не был противоречивым и не ставил бы ребенка в позицию двойных, тройных стандартов и т. д. Поэтом необходимо структурировать воспитательный процесс и научиться грамотно им управлять.
Основные характеристики уклада, прописанные в программе ЦМС СДНВ ОЦДиК, были представлены на семинаре. Особая роль здесь принадлежит социальным партнерам школы, одним из которых и является Русская Православная Церковь. Когда о значимых вещах, волнующих учащихся, говорят священники, это должно быть очень важным для них. Священнослужители, включившись в процесс воспитания могут помочь наполнить новым содержанием весь воспитательный процесс в школе.
Все участники семинара были распределены по трем группам, и в течение полутора часов обсуждали возможные пути (идеи, цели, задачи, формы) взаимодействия с педагогами, родителями, учениками, чтобы, как сказал о. Сергий Коротких, жить с ними единым духом. По итогам работы представили свои разработки на суд всех участников семинара.
В заключение председатель Коллегии по образованию Калининградской митрополии иерей Вадим Трусов представил платформу воспитываемвместе39.рф. Такой же семинар-совещание прошел на следующий день в Черняховской епархии.
Дмитрий Осипов, фото автора и Отдела религиозного образования Калининградской епархии