«Счастье не за горами»

mt_ignoreИнтернет-издание «Социальный Калининград» стало дипломантом XXVI Всероссийского патриотического фестиваля СМИ «Щит России 2023» в Перми

В этом году на фестиваль СМИ было прислано более 620 конкурсных работ, что стало рекордным количеством за весь период его проведения. Из них порядка 60 работ вошли в шорт-лист и были отмечены различными наградами. Одной из работ, ставшей финалистом в категории «Интернет-СМИ» и номинации «За освещение темы, посвященной педагогам, учителям, наставникам от Древней Руси до современной России, в том числе, повлиявших на ход истории страны», стала статья «Семейные ценности надо прививать не только детям, но и их родителям» главного редактора интернет-издания «Социальный Калининград» (https://socklgd.ru/) Константина Бельченко.
Наряду с ростом количественных показателей, руководство фестиваля отметило повышение качества работ, присланных для оценки. Мы же, в свою очередь, хотим сказать о значимости такого рода мероприятий для повышения профессионального уровня журналистов-участников. Ведь объем и темп нашей работы таков, что порой нет времени и сил задуматься о том, что медийная реальность стремительно меняется, меняется и восприятие информации аудиторией, что требует новых методов и подходов к журналистской работе.
Мероприятия фестиваля – мастер-классы, экскурсии, церемония торжественного открытия и подведения итогов, такую возможность дали. Своими впечатлениями и открытиями делится журналист «Социального Калининграда» и соучредитель АНО «Социальный Калининград» Галина Музлова, принявшая участие в мероприятиях, прошедших с 3 по 7 октября в городе Перми.

Счастье – прямо здесь

Пермь на Калининград не похожа. С первых минут человека, привыкшего к городской камерности, она впечатляет своими масштабами, удивляет геометрической правильностью улиц и площадей, другой символикой.
Будучи 15-м городом в России по числу жителей, по своей площади (800 кв км) Пермь уступает только Москве, Санкт-Петербургу и Волгограду. В названии же гостиницы «Урал», где разместились участники фестиваля и где проходила большая часть мероприятий, по отношению в Перми скрыто некоторое лукавство – город расположен не в пределах Уральских гор, а в Предуральском прогибе, к тому же на месте бывшей поймы реки Камы, которая несколько раз меняла направление течения. Сами же Уральские горы начинаются примерно на 100 км восточнее. За ними начинается Сибирь. Но, «Счастье не за горами», – уверены пермяки, сделавшие эти слова девизом города. На наш взгляд, девиз прекрасен не только как игра слов, а как жизненная установка. Не надо искать счастья за какими-то пределами, надо жить, работать, творить и быть счастливым здесь и сейчас.
mt_ignore

Еще один неизменный символ Перми – медведь, он изображен на гербе края, его бронзовое воплощение стоит прямо на центральной площади с до блеска протертыми «на счастье» лапой и носом, и уж рисунков и сувениров с ним не сосчитать.

В день приезда для участников фестиваля была организована экскурсия по городу с возложением цветов к памятнику Фронта и тыла, расположенному на городской эспланаде – широкой улице с аллеями. Изначально памятник планировалось разместить на возвышении при въезде в город, однако было решено с его помощью «наполнить смыслом» эспланаду, и получилось это вполне органично. Масштабы городских площадей в Перми таковы, что могут с легкостью вместить в себя и «курганные» монументы.

mt_ignore
В городе нет кремля и общепринятого городского центра, но в нем огромное количество исторических достопримечательностей, памятников и культурных объектов. Даже при очень насыщенной программе мероприятий фестиваля удалось посетить некоторые из них – Художественную галерею, Краеведческий музей, Музей пермских древностей и даже побывать на концерте джазовой группы из Рязани, исполняющей песни на стихи Сергея Есенина, в Органном зале! Все это расположено в центре города, многие музеи работают до 21 часа. Как говорится – «лови момент» или, по-пермски – «счастье здесь и сейчас»!

Освещать процесс, а не только результат

В первый день фестиваля в ГТРК Пермь состоялся мастер-класс «Особенности освещения в СМИ деятельности поисковых отрядов и варианты решения». Мероприятие прошло до торжественного открытия самого фестиваля, что поставило его особняком.
«В рамках поискового движения проводится огромная работа с архивами, работа на местах, которая для многих становится целым этапом и даже делом жизни, в то время как в СМИ нередко кратко озвучиваются лишь результат, а судьбы людей остаются за кадром», - сказала Наталья Жаринова, руководитель пресс-службы «Поискового движения России». Она призвала СМИ избегать такого подхода и поделилась опытом по налаживанию сотрудничества с администрациями, редакциями, а также по ведению соцсетей.

mt_ignore

«По своему опыту мы поняли, что большой охват аудитории даёт сеть «Одноклассники», кроме того, можно пользоваться опцией «предложить новость» – многие паблики бесплатно и вполне охотно размещают их.Также спикер рассказала об опыте организации пресс-тура «24 в поиске», в ходе которого к работе участников экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе» в Калужской области присоединились журналисты и блогеры. В процессе погружения в жизнь поисковика вместе с участниками экспедиции они жили в палаточном лагере с полевой кухней и участвовали в проведении полевых работ на местах сражения Великой Отечественной войны. «Изначально отдельные участники восприняли пресс-тур как приключение, но за сутки поисков поменяли мировоззрение, поняли, насколько серьезно и важно всё происходящее», – сказала Наталья Жаринова.
Ведущая мастер-класса призвала журналистов освещать деятельность поисковых отрядов в их регионах, а также по возможности выступить инициаторами организации подобных пресс-туров.

В студии ГТРК

После первого мастер-класса состоялось и торжественное открытие фестиваля, которое прошло в студии ГТРК-Пермь. Для пишущего журналиста такая съемка с выходом в прямой эфир на местном телеканале – своего рода экзотика. Мне довелось наблюдать суперпрофессиональную работу людей, которые понимают друг друга в буквальном смысле с полужеста, ведь произносить слова вслух нельзя. Никогда я не задумывалась, что видеооператор должен ступать бесшумно, чтобы шаги не были слышны с микрофона. А эта кошачья походка – опыт, который, судя по всему, наработан годами!

mt_ignore

В ходе самой торжественной части было отмечено, что на фестиваль «Щит России» поступило более 620 журналистских работ. «Мы рады, что этот патриотический фестиваль родился и развивается на пермской земле, объединяя единомышленников. Ваши репортажи, статьи, фильмы - настоящая поддержка наших героев на СВО и всех, кто любит Россию и борется за ее процветание. Благодаря вам добрые дела и отважные поступки получают огласку, правильные примеры видят миллионы людей", - сказал в видеообращении губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

mt_ignore
Председатель оргкомитета фестиваля, заместитель генерального директора, руководитель регионального департамента ВГТКР Рифат Сабитов отметил, что в этом году к конкурсу присоединились в том числе журналисты из новых регионов России, а вместе с количеством работ растет и их качество.

Эволюция медиа и журналиста

Большой интерес участников вызвал мастер-класс по теме «Цифровые медиа как пространство формирования общественного согласия», который провела Елена Вартанова, декан журналистского факультета МГУ. «Реальность таковая, что медиа больше не существует вне цифровой среды. А в цифровом обществе становится всё меньше иерархии и появляется всё больше горизонтальных связей», - отметила спикер. По ее наблюдениям, медиа сегодня представляет собой перекресток сегментов, ранее не связанных между собой: сектора информационных технологий и журналистики, в связи с чем меняется и типология СМИ. Елена Вартанова выделяет три типа медиа: новостные, развлекательные и социальные, и именно последние, по ее мнению, развиваются наиболее активно. Сегодня они начинают аккумулировать в себе не только среду для коммуникаций, но и профессиональный контент новостных и развлекательных медиа, а также контент «новых профессионалов».

mt_ignore

Как результат таких трансформаций – медиасреда начинает распадаться на новые субъекты. «Раньше люди шли к бренду, сегодня они идут к содержанию – к каналам в соцсетях, где представлены неинституционализированные субъекты – «новые профессионалы» (блогеры/лидеры мнений/инфлюэнсеры). Они имеют разные интересы, производят неоднородное по качеству и потенциалу воздействия содержание и не встроены в медиасистему России ни юридически, ни экономически, ни профессионально. Тем не менее, эти субъекты имеют значительное воздействие на аудиторию», – рассказала декан факультета журналистики.

Также Елена Вартанова отметила снижение способности аудитории к чтению длинных текстов – так называемых лонгридов. Тенденция, возможно, и есть, но идти у нее на поводу или нет – выбор каждого журналиста и издания. Так, слоганом Интернет-издания «Социальный Калининград» сознательно выбрана фраза «Нас читают, а не просматривают». Это значит, что мы ориентируемся на людей, способных вдумчиво читать длинные тексты, анализировать их, обсуждать и делать выводы. Чем меньше этот сегмент, тем он более премиальный. Мы очень дорожим этой аудиторией, благодарны ей и считаем ее большой ценностью для нашего СМИ.

mt_ignore

 Леонид Млечин, президент международной академии телевидения и радио, в рамках проведенного им мастер-класса «Знать и любить историю – профессиональный минимум» - указал на грустную тенденцию появления все большего количества монотонных, скучных репортажей.
«Ежедневно я вижу репортажи из разных уголков страны, где журналисты не проявляют интереса к вопросу, а используют репортаж скорее, как возможность показать себя», – отметил Леонид Млечин. По его же мнению, каждый журналист должен готовиться, прочувствовать каждую тему, чтобы представить ее действительно интересно. Это, безусловно, большая работа, но она позволяет уйти от самого плохого в профессии журналиста – равнодушия.

И важно, и интересно

Тема интереса к материалу, но уже со стороны аудитории, прошла красной нитью через все мероприятия фестиваля следующего дня, 5 октября. Утром состоялась экскурсия участников на «Завод Шпагина». Это здание бывшего завода, а ныне – арт-пространство, где проходила выставка «Оружие Победы» - первый масштабный музейный проект, в котором пермская оборонная промышленность представлена в историческом контексте, охватывающем 300 лет истории – от Пермских пушечных заводов, основанных в 1860-е годы, до современных предприятий ВПК.

mt_ignore

Уникальность выставки в том, что она представлена широкой аудитории впервые – ранее большинство экспонатов находилось в архивах и музейных хранилищах. Отведенного времени на экскурсию оказалось мало, чтобы рассказать о каждом виде продукции. Тем не менее, стало понятно, какой огромный вклад внесли пермские заводы в обороноспособность нашей страны на разных этапах ее развития. Заводы региона производили множество изделий – от ракетных двигателей и твердого топлива для «катюш» до телефонных аппаратов и защитных очков. В рамках выставки была отдельно представлена экспозиция изделий, созданных руками волонтеров, НКО Пермского края для закрытия потребностей бойцов СВО.

mt_ignore

На территории «Завода Шпагина» состоялся мастер-класс «Инженерная, историческая, краеведческая тематика в работах СМИ», который провел Сергей Неганов, директор Пермского государственного архива социально-политической истории. Он рассказал, что молодое поколение воспринимает события Великой Отечественной войны как важные, но неинтересные: «для подростков ВОВ почти как Пунические войны – такие же далекие, и события их не цепляют и ничем не трогают, поэтому важно подать информацию так, чтобы поменять это отношение и пробудить интерес».

mt_ignore

Как это сделать – было показано на примере конкретных проектов. Один из них – «Юнги Пермского края». Спикер рассказал, что кроме основного населения, призываемого на фронт с 17 лет, в этом процессе участвовали юноши 14-16 лет, для которых существовало специальное воинское звание «юнга». Довольно много юнг было призвано на войну из Пермского края, и в Пермском государственном архиве собраны живые воспоминания этих ребят. «Мы старались опереться на эти личные впечатления и поговорить с современными детьми о войне на их языке. Например, одно из воспоминаний молодого человека было связано с дорогой на корабле из Архангельска на Соловецкие острова, где ребята проходили подготовку и далее отправлялись на фронт. Молодые пермяки, ранее никогда не видевшие моря, заприметили медуз и начали их исследовать – сначала кидали в них кусками угля, предназначенного для обеспечения работы двигателя, затем в ход пошли патроны, а ребятам становилось всё более интересно! Процесс присёк командир корабля, который очень строго объяснил будущим юнгам, что так делать нельзя.

mt_ignore

«Слушая эту историю, дети пытались представить себя на месте этих ребят, начали сопереживать им, и им стало интересно!», – рассказал Сергей Неганов. Также он отметил, что по инициативе Пермского архива указом губернатора Пермского края был установлен День памяти северных юнг, его торжественное празднование впервые в регионе прошло 25 мая 2023 года. В честь северных юнг также названы улицы Перми.
«Этот пример показывает, как можно превратить скучный архивный документ в информационный повод, вдохнуть в него жизнь и связать давние исторически события с реальностью», – рассказал директор Пермского государственного архива. Другими проектами, реализуемыми организацией, являются популяризация российской артиллерии через имя уроженца Пермского края – выдающегося конструктора артиллерийских систем Юрия Николаевича Калачникова, «Молотовская танковая бригада и другие пермские воинские части в составе Уральского добровольческого танкового корпуса», «Единый Пермский обще краевой Банк Информации по Великой Отечественной войне».mt_ignore

Проекты, реализуемые с высоким интересом и профессионализмом, не только дают пример для подражания коллегам, но и находят отклик у аудитории, которая постепенно становится более восприимчивой к подобного рода информации. «Наше время – период проявления журналистских талантов, и время консолидации аудитории и всего нашего общества», - отметил один из почетных гостей фестиваля.

Справка:
Патриотический фестиваль СМИ «Щит России» состоялся в 26-й раз в городе Перми с 3 по 7 октября 2023 года при поддержке Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, Администрации губернатора Пермского края. Организационный комитет Фестиваля возглавил заместитель Генерального директора ВГТРК, руководитель регионального департамента – Сабитов Рифат Абдулвагапович.
Члены жюри под председательством специального корреспондента ВГТРК Александра Сладкова рассмотрели более 620 работ, поступивших на творческий конкурс Фестиваля в пяти категориях: Интернет-СМИ, Печатные СМИ, Радио-проект, Спецприз ВГТРК, Телепроект. Ознакомиться с итогами фестиваля можно на сайте «Щит России».

Галина Музлова
Фото: Галина Музлова, пресс-служба фестиваля  «Щит России»