Интервью с Кареном Суджяном, общественным деятелем, автором и руководителем проектов «Моя семья – моя опора» и «Проектный офис - Русский язык для мигрантов»
*** Эта публикация стала дипломантом XXVI Всероссийского патриотического фестиваля СМИ «Щит России 2023».
Сразу два интересных проекта реализует в Калининградской области общественный деятель Карен Суджян. Первый – по обучению русскому языку детей мигрантов, хорошо известен не только в нашем регионе, но и за его пределами, поскольку является продолжением работы начатой в 2019 году и показывает комплексный подход автора к решению данной проблемы. Второй проект, под названием «Моя семья – моя опора», проходит впервые и направлен на возрождение семейных ценностей и на улучшение отношений между детьми и их родителями.
С одной стороны, Карен Суджян прекрасно понимает, что изменить ситуацию в одночасье не представляется возможным, а с другой – уверен, что эти проблемы требуют пристального внимания общественности и пускать на самотёк их нельзя. Данные инициативы получили поддержку Правительства Калининградской области и сейчас реализуются КРОО «Мой Калининград» и АНО «Центр развития семейных ценностей «Моя Семья» на базе средних общеобразовательных учреждений Калининграда и области.
Как продолжается проект по обучению русскому языку детей мигрантов, как и зачем возрождать забытые традиции и в чём заключается важность семейных отношений – рассказал автор и руководитель проектов, общественный деятель Карен Суджян в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград».
«СК»: Карен Эдвардович, в настоящее время Вы продолжаете проект по обучению детей трудовых мигрантов. Расскажите о нём подробнее – на решение какой проблемы он направлен и как идет его реализация?
К.С.: Проблема существования языкового барьера была озвучена родителями, и состоит в том, что дети не понимают друг друга, а учителя не понимают детей. Первый этап этого проекта был реализован в 2019 году при поддержке Правительства Калининградской школы на базе школы № 50. Он получил положительные отзывы со стороны родителей детей-мигрантов и учителей, но в следующем году мы не смогли его продолжить из-за пандемии коронавируса. Зато в 2021 году мы расширили проект и провели его на базе уже трёх школ Калининграда, а в этом году в нём впервые принимают участие три учебных заведения Гурьевского городского округа – гимназия и школа № 1 Гурьевска, а также среднее образовательное учреждение посёлка Маршальское.
«СК»: Ваш проект называется «Проектный офис – Русский язык для мигрантов». У этого «офиса» есть определённое местоположение?
К.С.: Офис – это не кабинет, а скорее идеология. Дело в том, что я хочу развивать тему русского языка не только в связи с обучением детей-мигрантов, но и с чистотой языка как такового. Не секрет, что сейчас в русском языке наблюдается засилье иностранных слов, которые звучат повсеместно, а мне хочется, чтобы наши дети и подростки вне зависимости от национальности говорили на русском языке чисто, потому что он сам по себе очень богатый и сказать на нём можно очень много, интересно и красиво.
«СК»: Почему из всех муниципальных образований Калининградской области был выбран Гурьевский городской округ?
К.С.: Школы, на базе которых проходят занятия, определяет Министерство образования Калининградской области, с которым мы тесно сотрудничаем, и его сотрудники хорошо осведомлены о существующих проблемах на местах, в муниципалитетах.
Я бы реализовал проект в большем количестве школ, но тут всё упирается в сроки проведения и в финансирование. Но мы прилагаем усилия по увеличению количества учебных заведений, участвующих в проекте, и его географию. В целом же, по моим наблюдениям, в Калининградской области проблема незнания русского языка не стоит столь остро, как в других регионах нашей страны, когда 70-80% класса практически не говорят по-русски.
«СК»: Каким образом строится образовательный процесс?
К.С.: Проект реализуется с августа по май 2023 года и представляет собой 20 занятий по 60 минут каждое, при этом педагоги сами определяют, в какие дни они будут проходить. В самом начале мы сделали «срез» знаний школьников, чтобы понимать положение дел, после этого проверим уровень знаний в декабре, а окончательные итоги подведём перед завершением проекта.
Есть такое понятие «русский язык как иностранный» – это определённое направление русского языка, со своей спецификой преподавания, для чего учитель должен сначала повысить свою квалификацию, а уже затем заниматься с детьми. Поэтому перед началом занятий мы подготовили шесть педагогов – по два человека от каждой школы, которым дали методические материалы по преподаванию русского языка как иностранного. Это дополнительные занятия, задача которых заключалась в том, чтобы в школах сформировались группы из учеников начальных и средних классов, которым нужна помощь в изучении русского языка. При этом моя позиция состоит в том, что заниматься в этих группах могут не только дети мигрантов, но и другие ученики, у которых есть проблемы с русским языком.
«СК»: Второй проект, который Вы будете реализовывать, называется «Моя семья – моя опора». Расскажите о нём.
К.С.: Мы решили сделать такой проект, поскольку я являюсь секретарём Совета отцов при губернаторе Калининградской области и руководителем регионального отделения Всероссийского движения «Отцы России». Проект будет реализован на базе школы №59 – одной из самых больших школ Калининграда, а его идея состоит в том, чтобы интересными, игровыми методами дать возможность школьникам задуматься о своей семье, о своих родителях и семейных ценностях, но при этом обойтись без нравоучений и чтения нотаций.
«СК»: Какие мероприятия предусмотрены в рамках проекта, и как они будут осуществляться?
К.С.: Поскольку у нас есть идея возродить традицию семейной фотографии, в школе будет создана фотозона, где ученик сможет сфотографироваться вместе со своими родителями, бабушками или дедушками. Делать снимки будет профессиональный фотограф, который будет приходить в определённое время, а фотографии будут бесплатно отдаваться на память в семейный фотоархив.
Для учеников средней школы и старшеклассников мы проведём в школе кинопоказ советского фильма, а затем беседу с психологом. Но это будет не психологический сеанс, а именно беседа, во время которой дети смогут высказать свое мнение о фильме, пообщаться на тему семейных ценностей и задуматься о них.
«СК»: Почему семейные ценности сегодня необходимо прививать не только детям, но и их родителям?
К.С.: В современном мире родители и дети зачастую почти весь день находятся порознь – одни на работе, а другие в детском саду или в школе. Поэтому семейные ценности необходимо прививать взрослым, чтобы они понимали важность совместного времяпровождения вне зависимости от занятости и усталости, важность семейных праздников, общения с бабушками и дедушками.
Здесь должно быть обоюдное движение, и ребёнок тоже должен понимать, что родители его любят. Разговоры о семейных ценностях не должны быть нотациями или лозунгами, а нужно найти такой подход, чтобы люди сами задумались об них. При этом у меня нет «розовых очков», что своим проектом мы в одночасье изменим ситуацию в лучшую сторону. Это попытка больше говорить о хорошем, о семейных ценностях, пропагандой которых я и занимаюсь в Калининградской области.
Константин Бельченко