Как Узбекская национально-культурная автономия помогает социальной адаптации трудовых мигрантов
В 2020 году на реализацию проектов некоммерческих организаций из регионального бюджета было выделено 10 миллионов рублей, которые были распределены по итогам конкурса грантов, проводимого Управлением по внутренней политике правительства Калининградской области.
Одним из победителей конкурса стала Узбекская национально-культурная автономия Калининградской области с проектом «Обучение русскому языку как ключевой фактор социокультурной адаптации мигрантов».
Как будет реализован проект, почему в нём нуждаются трудовые мигранты и с какими еще проблемами они сталкиваются в Калининградской области рассказал руководитель организации Шукурбек Мирзаджанов в интервью интернет-изданию «Социальный Калининград».
СК: Шукурбек Рахматжанович, когда была образована Ваша организация, сколько человек она объединяет?
Ш.М.: Узбекская национально-культурная автономия Калининградской области была создана в июле 2016 года без образования юридического лица, а в 2019 году мы прошли регистрацию в Министерстве юстиции. В автономии состоят 270 человек – граждан России узбекского происхождения.
Кроме того, в наших мероприятиях участвуют люди, временно пребывающие на территории Калининградской области, в том числе трудовые мигранты и студенты из Узбекистана, количество которых доходит до трёх тысяч человек. Их мы называем «сторонниками», разделяющими уставные цели и задачи нашей общественной организации.
СК: Одним из основных направлений деятельности автономии стала работа с мигрантами. Почему Вы решили заняться ею?
Ш.М.: Человек, впервые прибывший в другую страну, всегда ищет для себя «точку опоры» – посольство, консульство или свою диаспору, которая в случае необходимости может оказать посильную помощь.
Когда я сам приехал на постоянное место жительства в Калининград в 2015 году, то выяснил, что узбекской диаспоральной организации в регионе нет. Соответственно, все вопросы, связанные с переездом, трудоустройством и миграционным законодательством, мне пришлось решать самостоятельно. При этом понял, что не я один сталкиваюсь с такими проблемами и решил эту ситуации изменить, создав такой «центр притяжения».
После создания автономии мы стали не только активно участвовать во всех общественных и культурных мероприятиях, проходящих в Калининградской области и организовывать свои (например, проводить новогодние ёлки для детей мигрантов), но и помогать приезжающим из Узбекистана людям решать их насущные вопросы.
СК: С какими проблемами сталкиваются мигранты в Калининградской области?
Ш.М.: Из-за плохого знания русского языка и местных реалий у мигрантов чаще всего возникает вопрос по так называемой «социальной навигации» – куда им пойти и к кому обратиться для решения своих проблем, где расположены нужные учреждения и как до них добраться, в какую поликлинику обратиться, как устроить детей в детский сад или в школу и т.д.
СК: Как Вы взаимодействуете с властями при решении данных вопросов?
Ш.М.: На общественном совете при Губернаторе Калининградской области по межнациональным вопросам в 2019 году я озвучил все проблемы, связанные с трудовыми мигрантами в регионе, и обрисовал текущую ситуацию. По итогам заседания были даны поручения, направленные на решение ряда «больных» вопросов, ключевым из которых стал вопрос о создании адаптационной инфраструктуры.
Во-первых, было предложено создать информационно-консультационный центр, куда может обратиться мигрант по любым вопросам вне зависимости от страны, из которой он приехал в Калининградскую область. Во-вторых, было предложено создать биржу труда для трудоустройства мигрантов, чтобы облегчить поиск ими работы, как временной, так и постоянной, в рамках законодательства Российской Федерации. И третье предложение, касалось создания профсоюзов трудовых мигрантов, потому что часто они работают в «сером» секторе, где нередки трудовые споры, невыплаты заработной платы, да и просто обман со стороны недобросовестного работодателя.
СК: В последние годы в Калининградской области отмечается рост числа мигрантов из Узбекистана, с чем это связано?
Ш.М.: Действительно из стран Средней Азии в регион ежегодно пребывает около 9 тысяч трудовых мигрантов, при этом из них 90% из них это граждане Узбекистана.
В период с начала 1990-х годов до середины 2000-х в Узбекистане был отмечен резкий скачок рождаемости и сейчас эти молодые люди активно выходят на рынок труда – по данным статистики этой страны, это около 500 тысяч человек в год. И определенная часть этих молодых людей приезжает на заработки в Россию.
Эта возрастная категория очень плохо знает русский язык, поскольку на заре независимости бывших республик СССР этому вопросу там уделялось мало внимания и к тому же наблюдался отток русскоговорящего населения из республик Средней Азии. Соответственно, даже общение на бытовом уровне на русском языке резко сократилось.
СК: Вы выиграли грант на проект по обучению мигрантов русскому языку. Как будет организован процесс обучения и как реализация этого проекта повлияет на социокультурную адаптацию мигрантов?
Ш.М.: За последние три года в Калининградскую область приезжают много граждан Узбекистана моложе 30 лет, которые в основном не знают русского языка, и это сильно осложняет их пребывание в регионе.
Условно говоря, незнание языка превращает мигрантов в людей с ограниченными возможностями: они не могут самостоятельно совершать в магазине покупки, заниматься оформлением необходимых документов для законного пребывания и трудоустройства. А ведь знание русского языка и истории России служит обязательным условием для получения трудового патента.
Поэтому мы организуем бесплатные курсы русского языка, которые должны пройти около 700 человек. И хотя охват целевой аудитории может показаться незначительным, но своим проектом мы хотим задать импульс другим организациям региона и сподвигнуть их обучать мигрантов., в том числе и из других государств.
Преподавать будут люди из нашей диаспоры, у которых есть опыт подобной деятельности, поскольку при организации процесса обучения для узбекоговорящих нужно и самому владеть этим языком, чтобы при необходимости объяснить все нюансы и тонкости русского языка.
Уверен, что проект послужит хорошим заделом для адаптации мигрантов, пробудит в каждом из них желание более глубокого изучения русского языка, и условно говоря, приезжать не только на заработки, но и с желанием приобщиться к богатой русской культуре.
Константин Бельченко
Фото:Константин Бельченко,
Узбекская национально-культурная автономия Калининградской области