Интервью с Татьяной Федотовой, руководителем экспериментального фольклорного ансамбля «Летавица»
Десятилетие творческой деятельности отмечает в этом году экспериментальный фольклорный ансамбль «Летавица». Этот коллектив является одним из интересных и самобытных в Калининградской области, и ведёт активную концертную деятельность, знакомя зрителей с этнографическим русским фольклором.
Каждое выступление коллектива превращается в маленький спектакль вне зависимости от места действия (выступать «Летавица» может и на крыше немецкой крепостной башни, или прямо на лужайке перед ней), а обширная музыкальная программа состоит из русских песен, исполняемых a cappella или в музыкальном сопровождении, представляющим собой необычно-красивое сочетание фольклора и электроники.
При этом деятельность коллектива не ограничивается музыкальной сферой, поскольку, по мнению его участников, работа в этнографической сфере требует комплексного подхода, в том числе, изучения истории костюмов и хореографии. Для этого, в частности, «Летавица» открыла собственный музей – «Бабушкин альбом», посвящённый первым жителям Калининградской области, в котором представлены вещи переселенцев, а также коллекция этнографических костюмов и предметов деревенского быта из разных областей России, и запустила собственную линию одежды изо льна.
Чем отличается традиционный фольклор от народной песни, почему профессионализм не всегда служит залогом успеха и что такое свобода деятельности – в интервью журналисту интернет-издания «Социальный Калининград» рассказала руководитель коллектива Татьяна Федотова.
«СК»: Татьяна Игоревна, в этом году экспериментальный фольклорный ансамбль «Летавица» отмечает юбилей – 10 лет своей творческой деятельности. Давайте вспомним, как всё начиналось – какой была цель создания коллектива и каковы основные вехи в в его развитии за это время?
Татьяна Федотова: Всё получилось достаточно спонтанно. У меня был музыкальный проект, в котором я сольно пела песни из традиционного русского фольклора. Но, поскольку красота таких песен выражается не только в душевности исполнении, но и зависит от созвучий, то в какой-то момент мне захотелось расширить состав.
На тот момент нас было немного – вокалисток, которые также как и я любили это дело, включая и профессиональных исполнителей. Честно скажу, что само слово «профессионал» меня немного коробит, поскольку на моей практике, профессионализм исключает душу (при этом Татьяна Федотова закончила Калининградский областной музыкальный колледж имени С.В. Рахманинова – прим. ред.). Поэтому я решила набрать новых участниц, обучить их «с нуля» и посмотреть, что из этого получится. То есть, у меня не было цели создать профессиональный ансамбль, который будет выступать и зарабатывать деньги, мне просто было интересно, как состоявшиеся, взрослые люди воспримут традиционную песню, потому что фольклорные произведения всё-таки своеобразны для понимания, восприятия и исполнения.
Мы стали заниматься и года через три я поняла, что девушки уже готовы сделать ещё один шаг вперёд и выступить на публике, что и произошло в клубе «Репортёр» (сейчас там находится клуб «Катарсис») на улице Озерова. В течение двух лет все последующие выступления для меня были большим стрессом, и я несколько раз пожалела о том, что «меня не три», потому что мне необходимо было всем оказать поддержку, а во время концерта сделать это непросто.
«СК»: Почему был выбран именно русский фольклор?
Т.Ф.: Потому что с детских лет я занималась русским этнографическим фольклором и народной песней, а во время учёбы в музыкальном колледже имени Рахманинова для меня стало открытием, что между ними есть различия. Мне нравится народная песня, и я до сих пор преподаю её детям в музыкальной школе, но в фольклоре и его созвучиях для меня заключена особая магия.
«СК»: И в чём же состоит различие между народной песней и фольклором?
Т.Ф.: Народная песня – это обработанное, популярное произведение, скажем так, с усреднённой манерой исполнения и рассчитанное на массового слушателя. Кроме того, существует много авторских песен, которые люди принимают за народные.
Фольклор же – явление локальное, которое воплощает в себе традиции людей, живущих в одной местности, сохраняющих и передающих из поколения в поколение свои обычаи и обряды, включая говор и особенности музыкального построения песен.
«СК»: Названием вашего коллектива стала Летавица – далеко не однозначный персонаж славянского фольклора. С чем это связано?
Т.Ф.: Я долго искала название, потому что мне хотелось, чтобы оно было, во-первых, не совсем простым, а во-вторых, красивым и запоминающимся. Сначала мне понравилось само слово, затем я изучила несколько версий возникновения этого понятия, и мне понравился сам этот образ этого духа рассвета, падающей звезды и красивой девушки, появляющейся из неё.
Присутствующий в этом духе негативный момент я пропустила, поскольку зло – очень примитивное понятие, а женщина наоборот, отличается многогранностью – в ней присутствует скорее коварство, чем зло, поскольку красота – это страшная сила! Я так прониклась этим образом, что стараюсь его придерживаться и в своем имидже, и при выборе песен для концертных программ.
«СК»: Кто на данный момент входит в состав ансамбля, и какие песни составляют его репертуар?
Т.Ф.: За эти 10 лет в нашем коллективе сложилась тёплая, дружеская атмосфера, поэтому мало кто уходил по собственной воле, а скорее в силу объективных причин –декрета, учёбы или переезда в другой город. Сейчас в концертном составе у нас шесть человек – Юлия Аверина, Мария Ильина, Екатерина Сенченко, Наталья Мальцева, Кристина Татур и я.
Репертуар у нас большой и концертных программ много. Мы исполняем популярные народные песни и фольклорные – свадебные, хороводные, плясовые и календарные песни а cappella вместе с духовными стихами (русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты – прим. ред.). Есть программа фольклорных песен в сопровождении электронной музыки под названием «Крайность», а также программы, состоящие из песен 1940-50-х годов, включая песни военных лет.
«СК»: На фестивале в Балтийском федеральном университете имени И. Канта Вы сказали, что «русский фольклор – это не скучно, а очень даже современно». Почему Вы так считаете?
Т.Ф.: Наша общая беда состоит в том, что понятие русского фольклора в обществе прочно ассоциируется с древними бабушками, которые завывают что-то непонятное и ко всему прочему одеты в красные девичьи сарафаны и кокошники. Но ведь не только старики знают и поют эти песни, к тому же носители и хранители народных традиций тоже были молодыми людьми. Кроме того, на концертах мы видим, что наша программа, сочетающая фольклор и электронную музыку, находит живой отклик у молодёжи.
Ещё я думаю, что традиционный русский фольклор выполняет роль некоего психолога: погружает исполнителя в себя до такого состояния, когда он может через песню рассказать о своих проблемах, после чего наступает облегчение, и это состояние реально передаётся другим людям.
«СК»: Во время одного из выступлений Вы сказали, что очень любите петь а cappella. Почему Вам так нравится пение без музыкального сопровождения?
Т.Ф.: Потому что это не ставит меня ни в какие рамки, я ни от кого не завишу и делаю, что хочу своим чистым голосом.
«СК»: В названии коллектива фигурирует слово «экспериментальный». В чем суть проводимого эксперимента?
Т.Ф.: Прежде всего, это эксперимент самих участников коллектива в подаче материала и звукоизвлечении, потому что в Калининградской области, в отличие от других регионов нашей страны, нет исконных песенных традиций,.
Мы учим песни с расшифровок, поэтому часть эксперимента состоит в том, чтобы найти свои традиции, а не деформировать звукоизвлечение. Ведь если мы, к примеру, записали песню в одном месте у бабушек, то это не значит, что её пели точно так же жители другой местности. Порой в разных местах мы находим песни с одинаковыми словами, а мотивы абсолютно разные или различаются слова
Еще раз подчеркну: мы не занимаемся копированием, а пытаемся отыскать своё. Но для этого нужно уметь менять и меняться, а электронная музыка, которую пишет для проекта Николай Киценко, придаёт нашим песням современное звучание, которое привлекает молодых слушателей.
«СК»: С какой целью три года назад вы зарегистрировали одноименную некоммерческую организацию «Социально-исследовательский центр русской культуры» «Летавица»?
Т.Ф.: Это стало очередным этапом развития нашего проекта: открытие некоммерческой организации дало возможность претендовать на государственную поддержку. Кроме того, мы хотели создать место, которое бы «жило» этнографией, поскольку она очень многогранна. Чтобы в нём был не только музей, но и проходили концерты, проводилось обучение пению и хореографии, декоративно-прикладному творчеству и изучению истории костюмов, а также занятия по истории фольклора.
Сейчас мы к любому выступлению подходим комплексно – не просто поем, а показываем и рассказываем об исполняемых произведениях и наших костюмах, то есть, проводим исследовательскую работу, что придаёт нашей деятельности совершенно другой статус. Согласитесь, было бы очень странно, если бы такой внушительный объем работы проводил фольклорный ансамбль.
«СК»: Итак, вы открыли музей «Бабушкин альбом», выпускаете собственную линию одежды и проводите выставки в других музеях Калининградской области. Что ещё нового вы готовите?
Т.Ф.: Мы переезжаем в Дом офицеров Балтийского флота. Мы давно хотели это сделать, но на хороших условиях, а ту сумму денег, которую мы тратим сейчас на аренду помещения, пустить на развитие нашего центра.
Мы всё делаем сами и вкладываем в эту деятельность большие средства, но «под крыло» какого-нибудь государственного учреждения культуры идти не хотим, потому что они работают по определённой программе, утверждённой начальством, а мы свободны. Конечно, наша свобода состоит не в том, чтобы уйти от работы, по максимуму сделать то, что нам хочется, что в итоге и выливается в большой объём работы.
«СК»: На сегодняш ний день в Калининградской области ещё две организации – «Талица» и «Калинушка» занимаются изучением и продвижением русской культуры. Были ли у вас с ними совместные проекты?
Т.Ф.: Да, мы сотрудничали. Например, в 2018 году, когда мы проводили фестиваль этнографического костюма «Россия нарядная душа», пригласили около 15 коллективов из Калининграда и области, в том числе, ансамбль русского фольклора «Талица». Мы стараемся развивать и поддерживать дружбу с коллегами, ведь у нас есть общее дело и мы все выиграем, если будем его делать вместе.
«СК»: На фестивале культур, прошедшем в БФУ имени Канта, в составе ансамбля можно было увидеть достаточно юную участницу. Как можно стать участником «Летавицы»?
Т.Ф.: У нас есть концертный состав, а есть занятия для начинающих, при этом программа обучения рассчитана на детей и взрослых вне зависимости от степени подготовки. Мы приглашаем к себе всех желающих.
«СК»: На странице коллектива ВКонтакте выложено всего пять песен в вашем исполнении. Есть ли другие записи «Летавицы» и где их можно найти?
Т.Ф.: Записи у нас есть, и мы ими сейчас активно занимаемся, но все упирается в финансы. Ведь чтобы сделать достойную запись в хорошей студии, нужна значительная сумма денег, а мы в основном работаем на безвозмездной основе.
«СК»: «Летавица» активно гастролирует. Где можно будет увидеть вас в ближайшее время? Выступаете ли вы за пределами Калининградской области?
Т.Ф.: Пока за пределами региона мы не выступаем, но постепенно выходим на тот уровень, когда можно на сцене показать достойное выступление, и это в первую очередь относится к нашей электронной программе. Кроме того, у нас есть много своих задумок, которые мы и здесь реализовывать не успеваем.
Сейчас мы готовимся к большому юбилейному концерту и к проведению своего фестиваля, на который мы пригласим разные фольклорные коллективы нашего региона и гостей из «большой России».
Константин Бельченко
Фото: Константин Бельченко, Татьяна Федотова